ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 1995 г. N 70
О ФОРМИРОВАНИИ СОСТАВА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 16 июля 1993
г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О
судоустройстве РСФСР", Уголовный кодекс РСФСР,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР "Об
административных правонарушениях" а Краснодарском крае с 1 января
1994 года действует суд присяжных.
Для обеспечения рассмотрения уголовных дел в соответствии с
названным Законом судом присяжных, ПОСТАНОВЛЯЮ :
1.Администрациям городов и районов края в период с 3 февраля
до 3 марта 1995 года организовать составление списков присяжных
заседателей в количестве согласно приложению N 1.
2.Утвердить порядок составления списков присяжных заседателей
(приложение N 2).
3.Главам администраций представить списки присяжных
заседателей в управление юстиции администрации края к 3 марта
19995 года.
4.Управлению юстиции (Матякин), администрациям городов
Армавира, Ейска, Новороссийска, Лабинска, Туапсе, Кропоткина,
Крымска, Анапы, Геленджика, Тихорецка, Апшеронского, Каневского
районов в срок до 3 апреля 1995 года оборудовать специальные залы
в горрайсудах для работы суда присяжных.
5.Рекомендовать краевому суду совместно с управлением юстиции
и управлением внутренних дел края оказывать всемирную методическую
и организационную помощь администрациям городов и районов в
составлении списков присяжных заседателей.
6.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на управление юстиции (Матякин).
7.Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Первый зам.главы администрации
В.Ф.ГЛАДСКОЙ
Приложение N 1
к Постановлению главы
администрации
от 2 февраля 1995 г. N 70
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ
ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
---T----------------------------T-------------------T------------¬
NN ¦ Наименование городов, ¦Кол-во присяжных, ¦Кол-во при- ¦
п/п¦ районов ¦заседателей в ос- ¦сяжных засе-¦
¦ ¦новном списке ¦дателей в за¦
¦ ¦ ¦пасном спис-¦
¦ ¦ ¦ке ¦
---+----------------------------+-------------------+------------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
---+----------------------------+-------------------+------------+
1.¦г.Анапа ¦ 250 ¦ ¦
2.¦г.Армавир ¦ 800 ¦ 150 ¦
3.¦г.Белореченск ¦ 300 ¦ ¦
4.¦г.Геленджик ¦ 300 ¦ ¦
5.¦г.Горячий ключ ¦ 250 ¦ ¦
6.¦г.Ейск ¦ 300 ¦ 75 ¦
¦г.Краснодар: ¦ ¦ ¦
7.¦Западный округ ¦ 600 ¦ 150 ¦
8.¦Центральный округ ¦ 1200 ¦ 300 ¦
9.¦Прикубанский округ ¦ 600 ¦ 150 ¦
10.¦Карасунский округ ¦ 600 ¦ 150 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
11.¦г.Кропоткин ¦ 300 ¦ 75 ¦
12.¦г.Крымск ¦ 500 ¦ 125 ¦
13.¦г.Лабинск ¦ 600 ¦ 125 ¦
14.¦г.Новороссийск ¦ 800 ¦ 150 ¦
¦г.Сочи : ¦ ¦ ¦
15.¦Адлерский район ¦ 500 ¦ 125 ¦
16.¦Лазаревский район ¦ 500 ¦ 125 ¦
17.¦Хостинский район ¦ 500 ¦ 125 ¦
18.¦Центральный район ¦ 500 ¦ 125 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
19.¦г.Тихорецк ¦ 1000 ¦ 250 ¦
20.¦г.Туапсе ¦ 500 ¦ ¦
21.¦Абинский район ¦ 300 ¦ ¦
22.¦Анапский район ¦ 250 ¦ ¦
23.¦Апшеронский район ¦ 800 ¦ 150 ¦
24.¦Белоглинский район ¦ 250 ¦ ¦
25.¦Брюховецкий район ¦ 250 ¦ ¦
26.¦Выселковский район ¦ 250 ¦ ¦
27.¦Гулькевичский район ¦ 500 ¦ ¦
28.¦Динской район ¦ 500 ¦ ¦
29.¦Ейский район ¦ 250 ¦ ¦
30.¦Кавказский район ¦ 300 ¦ ¦
31.¦Калининский район ¦ 250 ¦ ¦
32.¦Каневский район ¦ 600 ¦ 150 ¦
33.¦Кореновский район ¦ 250 ¦ ¦
34.¦Красноармейский район ¦ 250 ¦ ¦
35.¦Крыловский район ¦ 250 ¦ ¦
36.¦Курганинский район ¦ 250 ¦ ¦
37.¦Кущевский район ¦ 250 ¦ ¦
38.¦Ленинградский район ¦ 250 ¦ ¦
39.¦Мостовской район ¦ 250 ¦ ¦
40.¦Новокубанский район ¦ 300 ¦ ¦
41.¦Новопокровский район ¦ 250 ¦ ¦
42.¦Отрадненский район ¦ 300 ¦ ¦
43.¦Павловский район ¦ 250 ¦ ¦
44.¦Приморско-Ахтарский район ¦ 250 ¦ ¦
45.¦Северный район ¦ 300 ¦ ¦
46.¦Славянский район ¦ 500 ¦ ¦
47.¦Староминский район ¦ 250 ¦ ¦
48.¦Тбилисский район ¦ 250 ¦ ¦
49.¦Темрюкский район ¦ 250 ¦ ¦
50.¦Тимашевский район ¦ 300 ¦ ¦
51.¦Тихорецкий район ¦ 300 ¦ ¦
52.¦Туапсинский район ¦ 300 ¦ ¦
53.¦Успенский район ¦ 250 ¦ ¦
54.¦Усть-Лабинский район ¦ 500 ¦ ¦
55.¦Щербиновский район ¦ 250 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ВСЕГО: ¦ 20800 ¦ 2425 ¦
---+----------------------------+-------------------+-------------
Председатель краевого суда
А.Д.ЧЕРНОВ
Приложение N 2
к постановлению главы
администрации
от 2 февраля 1995 г. N 70
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Списки присяжных заседателей составляются в соответствии с
Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР",
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" с целью
обеспечения рассмотрения уголовных дел судом присяжных по делам,
рассматриваемым краевым судом.
2.В списки присяжных заседателей в соответствии с названным
Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 года включаются
граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на
соответствующей территории (в городе, районе края).
В списки не включаются:
- лица, не внесенные в списки избирателей по выборам в
Законодательное Собрание края;
- граждане, не достигшие к моменту составления списков
присяжных заседателей возраста 25 лет;
- имеющие не снятую или не погашенную судимость;
- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в
дееспособности.
Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному
согласию:
- лица, не владеющие языком, на котором ведется
судопроизводство;
- немые, глухие, слепые;
- лица, не способные в силу своих физических или психических
недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно
выполнять обязанности присяжных заседателей;
- престарелые лица, которым исполнилось 70 лет на момент
составления списков;
- руководители и заместители руководителей органов
представительной и исполнительной власти;
- военнослужащие;
- судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также
лица, принадлежащих к оперативному составу внутренних дел и
государственной безопасности;
- священнослужители.
3.Какие-либо ограничения на включение граждан в списки
присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения,
расы, национальности, имущественного положения, принадлежности к
общественным объединениям и движениям, пола, вероисповедания не
допускаются.
4.Списки присяжных заседателей составляются администрациями
города, района.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ
ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
5.Администрация города, района составляет два списка присяжных
заседателей:
- основной (количество установлено в приложении N 1, основной
список не должен превышать установленную норму более чем на 10
процентов);
- запасной (не более 25 процентов от количества основного
списка).
Составление списков проводится:
а) методом случайной выборки из списков избирателей по выборам
в Законодательное Собрание края набирается установленное число
присяжных заседателей по городу, району. Например, в городе или
районе в списках избирателей по выборам в Законодательное Собрание
края было внесено 30 тыс. человек, а присяжных заседателей
требуется 500. Следовательно, каждый 60-й избиратель может быть
включен в список присяжных, причем отсчет каждого шестидесятого
может производиться как с первого по списку избирателя, так и с
любого другого;
б) из отобранных кандидатов в присяжные заседатели исключаются
категории граждан, перечисленные в пункте 2 настоящего порядка.
Сведения о них администрация получает от соответствующих органов
(отделов внутренних дел, судов, больниц, органов опеки и
попечительства);
в) в случае, если после уточнения списка отобранных кандидатур
в присяжные заседатели их число стало меньшим установленного,
методика отбора недостающего количества используется та же (пункт
а, б);
г) запасной список присяжных заседателей формируется по такой
же методике;
д) после завершения составления обоих списков глава
администрации организует ознакомление с ними населения.
Ознакомление осуществляется через трудовые коллективы,
общественные организации, территориальные органы самоуправления,
квартальные комитеты, по местному радио, в местной печати, путем
вывешивания списков для всеобщего обозрения. Следует добиваться
такого положения, чтобы граждане включенные в списки присяжных
заседателей, также знали об этом в обязательном порядке.
Работа эта проводится в течении двух недель после завершения
составления списков.
6.Для составления списков по вышеназванной методике, их
уточнения, обеспечения ознакомления с ними населения при главе
администрации создается специальная комиссия (рабочая группа), в
которую по мимо работников аппарата администрации могут быть
включены представители трудовых коллективов, профсоюзных и иных
общественных организаций. Необходимую помощь им оказывают судьи,
прокуроры, сотрудники органов внутренних дел.
Комиссия (рабочая группа) принимает от населения жалобы,
предложения, заявления (как устные, так и письменные) о не
включении либо о неправильном включении того или иного гражданина
в списки присяжных заседателей, в течении 5 дней или немедленно
готовит мотивированный ответ на заявление для принятия решения по
нему главой администрации и разъяснения заявителям.
7.Списки присяжных заседателей составляются по следующей
форме:
--T-------------T-------------T--------------T-------------------¬
NN¦ Фамилия,имя,¦Дата рождения¦Место работы ¦Участие в судеб- ¦
пп¦ отчество ¦ ¦и род занятий ¦ном заседании ¦
--+-------------+-------------+--------------+-------------------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
--+-------------+-------------+--------------+--------------------
При этом графы 1 - 4 заполняются комиссией сразу при
составлении списков, а графы 5 и последующие судом по мере сбора
информации.
8.Уточненные списки присяжных заседателей после ознакомления с
ними населения, но не позднее 3 марта 1995 года, направляются в
администрацию края.
9.Администрация края на основании общих списков присяжных
заседателей, полученных от районных, городских администраций,
составляет общий единый список присяжных заседателей.
10.Общие и запасные списки присяжных заседателей публикуются в
краевой печати для сведения населения. Публикация этих списков
проводится не позже чем за две недели до направления их в суд. При
этом в печати должно быть разъяснено право граждан, представители
предприятий, учреждений и организаций обращаться к краевой
администрации с заявлением о незаконном включении или не включении
конкретных лиц в списки, либо исключение их из списков, а также о
других неправильностях в списках присяжных заседателей.
11.Администрация края в пятидневный срок рассматривает
поступившие заявления и принимает по ним постановления.
Постановления краевой администрации могут быть обжалованы в суд в
порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством.
12.Составленные администрацией края общий и запасной списки
после рассмотрения поступивших заявлений подписываются главой
администрации края и скрепляются печатью, после чего направляются
в краевой суд. Копии этих списков, необходимые для дальнейшей
работы, постоянно хранятся в городской, районной администрации. В
краевом суде списки присяжных заседателей хранятся не менее 10
лет.
13.Списки присяжных заседателей составляются, уточняются
администрациями городов, районов края ежегодно. Регулярно
анализируются, при необходимости из них исключаются лица,
утратившие право быть присяжными заседателями, и включаются те,
кто был отобран по представлению председателя краевого суда
дополнительно.
14.В соответствии со ст. 83 Закона "О судоустройстве РСФСР" за
не представление информации, необходимой для составления списков
присяжных заседателей, а также представление заведомо неверной
информации граждане, должностные лица государственных органов, а
также предприятий, учреждений и организаций несут ответственность
предусмотренную законодательством.
В соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"
обязанность по составлению списков присяжных заседателей возложена
на краевую, районную, городскую администрации.
Это объемная, разноплановая работа, требующая объективного
подхода и повышенного внимания, поэтому ее выполнение было бы
целесообразно поручить специально созданной, постоянно работающей
комиссии. Постоянный характер деятельности комиссии вызывается
необходимостью в течении года регулярно затребовать информацию из
различных органов и учреждений и на ее основе в носить необходимые
коррективы в список присяжных заседателей. В связи с возможностью
возникновения множества специальных вопросов в ее состав помимо
работников аппарата краевой администрации желательно включить
представителей суда, прокуратуры, органов внутренних дел,
здравоохранения, опеки и попечительства и др.
С целью равномерного представления всех районов и городов края
в ежегодном общем списке числа присяжных заседателей от каждого
района и города должно быть пропорционально числу жителей. После
установления общего числа присяжных заседателей и объективной
пропорции (представительности) районов и городов края, в начале
сентября каждого года глава администрации края сообщает главам
районных, городских администраций установленные задания об отборе
необходимого числа присяжных заседателей от соответствующих
районов и городов.
В течение месяца районная, городская администрация составляет
списки присяжных заседателей на основе районного, городского
списка избирателей путем случайной выборки. Например, в списки
избирателей района 50 тыс. граждан. Присяжных заседателей
требуется 100.50000:100=500. Следовательно, каждый 500-й
избиратель может быть внесен в список присяжных заседателей.
Номер, с которого следует начинать отсчет присяжных, может
определяться следующим образом. 500 билетов с числом с 1 по 500
укладываются в барабан и вытаскивается один из билетов
произвольно. Номер вытянутого билета и будет началом отсчета.
Какие-либо ограничения на включения в списки присяжных
заседателей в зависимости от социального происхождения, расы,
пола, национальности, имущественного положения, принадлежности
каким-либо партиям, общественным объединениям, движениям и
вероисповедованием не допускаются.
С другой стороны, в некоторых регионах России возникает
практика по выдвижению присяжных заседателей трудовыми
коллективами, самовыдвижения и т. п. Как представляется, такая
практика является незаконной, нарушающей статью 82 Закона РСФСР "О
судоустройстве РСФСР", закрепившую принцип "случайной" выборки.
Широкое применение такой незаконной практики в конечном итоге
может привести не к отбору, а подбору присяжных заседателей,
угодных заинтересованным лицам. Поэтому в основе выбора присяжных
заседателей должен быть лишь слепой жребий, а не субъективная воля
граждан или каких-либо коллективов.
Из списка граждан, полученного путем случайной выборки, должны
быть исключены лица указанные выше.
Сведения о неснятой и непогашенной судимости можно получить по
средствам направления официальных письменных запросов или списков
кандидатов в присяжные заседатели в информационный центр краевого
УВД или суд с целью получения необходимой информации для
исключения из списков лиц, которые в соответствии с законам не
могут быть присяжными заседателями. Информация о признании граждан
недееспособными или ограниченно дееспособными комиссия по
составлению списков присяжных заседателей может получить
аналогичным образом в судах по месту прописки граждан или в органе
опеки и попечительства по месту жительства (ст. 124 КоБС РСФСР).
В соответствии со ст. 165-7 КоАП РСФСР непредставление
информации, а равно представление неверной информации влечет
административную ответственность для должностных лиц в размере
одного минимального размера оплаты труда. В случае появления таких
факторов комиссия имеет право обратиться в органы внутренних дел
по месту совершения административного правонарушения с просьбой о
привлечении виновных к административной ответственности.
Основанием для исключения граждан из списка присяжных
заседателей может быть только официальное письменное подтверждение
из указанных учреждений. Если такого подтверждения нет, то
комиссия не вправе исключить из списков кого бы то ни было.
В случае, если вышеуказанные лица настаивают на включении в
списки присяжных заседателей, их мнение является для комиссии
обязательным. Впоследствии данные присяжные заседатели могут быть
отведены сторонами процесса лишь в судебном заседании.
После обязательного и возможного исключения из списка
присяжных заседателей комиссия дополняет список необходимым числом
граждан по методике, указанной выше.
Районная, городская администрация обязана известить население
о составлении общего списка присяжных заседателей. Это может быть
сделано путем опубликования данного списка в местной печати или
вывешивания списка у здания, где размещаются администрация района,
города, либо комиссия по составлению списков присяжных
заседателей. В течении двух недель после опубликования списков
комиссия должна рассмотреть все поступившие заявления об
исключениях, дополнениях, исправлениях и т. п..
В уточненных общих районных, городских списках присяжных
заседателей должны быть указаны необходимые сведения о гражданах:
фамилия, имя, отчество, год рождения (для двадцатилетних - число и
месяц рождения), место прописки (если известно) и фактического
проживания, по возможности домашний и рабочий телефоны.
Уточненный список присяжных заседателей, подписанный главой
районной, городской администрации, представляется главе
администрации не позднее 15 октября каждого года. На основании
поступивших из районов, городов составляются единые общие списки
присяжных заседателей края, которые подписываются главой краевой
администрации и скрепляются печатью.
Единый общий краевой список присяжных заседателей должен
содержать в себе все необходимые сведения о гражданах, имеющиеся в
районных, городских списках.
ЗАПАСНОЙ СПИСОК
Одновременно с составлением общих списков присяжных
заседателей администрация края составляет запасной список. В него
должны быть включены только граждане, постоянно проживающие в
краевом центре либо в другом постоянном месте нахождения краевого
суда.
Число граждан, включаемых в запасной список присяжных
заседателей, определяется главой администрации края в размере не
более одной четвертой всех присяжных заседателей, включенных в
общие списки. В остальном запасной список присяжных заседателей
формируется в том же порядке, что и общий.
Общий и запасной списки присяжных должны быть опубликованы в
местной печати не позднее 15 февраля с тем, чтобы в установленный
законом срок (6 дней) администрация успела рассмотреть возможные
заявления граждан и организаций о незаконном включен или
невключении конкретных лиц в списки. Публикация списков должна
сопровождаться разъяснением гражданам права и порядка обжалования
решения администрации. Важно подчеркнуть, что во-первых, такие
заявления граждан могут рассматриваться непосредственно главой
администрации края (заместителем главы администрации, курирующим
работу данной комиссии) или специально созданной комиссией,
состоящей из соответствующих специалистов (например: юристов,
медиков и т. д.), во-вторых, заявления граждан могут быть
удовлетворены лишь в случае нарушения закона, прежде всего ст. ст.
80, 81, 82 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", и подлежат
безусловному отклонению в случае неудачной для них случайной
выборки. В подобных ситуациях комиссиям комиссиям необходимо
проявлять разумную твердость, поскольку в противном случае в
список присяжных заседателей могут попасть чрезмерно активные
граждане, не отобранные жребием и, например, состоящие на учете в
психо-неврологических диспансерах. Вместе с тем, краевая
администрация в случае письменного мотивированного отклонения
заявления граждан должна разъяснить их право обжаловать свое
решение в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством.
До 1 декабря каждого года годовые списки (общий и запасной)
необходимо направлять в краевой суд. Копии списков присяжных
заседателей подлежат хранению в городской, районной, краевой
администрации в течении 10 лет.
Закон обязывает городскую, районную, краевую администрацию
регулярно проверять и при необходимости изменять списки присяжных
заседателей. На практике это может выглядеть так. Комиссия по
составлению списков присяжных заседателей района, города,
направляет утвержденные списки присяжных заседателей в местные
учреждения (информационный центр УВД, суд, милицию, прокуратуру,
органы здравоохранения, опеки и попечительства, психодиспансер и
т. п.). Так этот список хранится в течении всего года, и по мере
получения новой информации работники указанных учреждений обязаны
сообщать постоянно работающей комиссии интересующие ее сведения.
Комиссия по составлению списков на основе полученной письменной
информации через глав администраций города, района, как максимум,
ежеквартально, обращается к главе администрации края с
представлением об исключении из списков присяжных заседателей
граждан, которые в соответствии с законом утратили право быть
присяжными заседателями. Признав данные предложения обоснованными
и законными, глава администрации края принимает решение об
исключении данных лиц из списка присяжных заседателей и в течении
10-ти дней сообщает об этом в краевой суд и заинтересованным
гражданам, разъяснив им право обжаловать его решение в суд в
порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством.
В случае составления списков присяжных заседателей с
нарушениями каких-либо требований закона по представлению
председателя краевого суда краевая администрация в целях
обеспечения нормальной деятельности краевого суда обязана
представить новые либо дополнительные списки присяжных
заседателей.
Представитель краевого суда также может обращаться в
администрацию края с представлением о необходимости составления
дополнительных списков и в других случаях, например, неожиданно
возникшей необходимости увеличения числа присяжных заседателей в
связи с резким ростом преступности в регионе и т. п..
Председатель краевого суда
А.Д.ЧЕРНОВ
|