ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 1994 г. N 570-Р
ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ РАБОТ ПО
САНИТАРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ, ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА
В целях обеспечения должного санитарного состояния территорий
населенных мест, санитарно-экологического благополучия населения и
эксплуатации объектов внешнего благоустройства в Краснодарском
крае, повышения ответственности за санитарные правонарушения:
1.Утвердить Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц,
граждан к административной ответственности и наложения штрафов на
юридических лиц за санитарные правонарушения на территории
Краснодарского края согласно приложению.
2.Главам администраций городов, районов, округов:
2.1.Рекомендовать в соответствии с Законом Российской
Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", статья 21, для обеспечения финансирования
работ по санитарному содержанию территорий населенных мест и
эксплуатации объектов внешнего благоустройства следующие местные
налоги:
2.1.1.Целевые сборы на благоустройство территорий с граждан,
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы:
- до одного процента от 12 минимальных окладов с физических
лиц;
- до одного процента годового фонда заработной платы с
юридических лиц.
2.1.2.Сбор на уборку территорий населенных пунктов с
юридических и физических лиц (владельцев строений) в размере,
который определяется администрациями на местах.
2.2.Определить своими распоряжениями порядок, при котором
передавать (по специальному договору временной аренды) части
муниципальной территории на определенный срок для производства
работ, требующих разрытий, с последующей сдачей ее после
восстановления (оформляемой приемным актом) представителю
администрации с оплатой, позволяющей компенсировать издержки этих
работ, предусмотрев при этом повышенный арендный тариф при
нарушении сроков сдачи.
2.3.Обеспечить на своих территориях исполнение Инструкции о
порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной
ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за
санитарные правонарушения.
2.4.Внести согласно п.п. 2.1., 2.2 и 2.3 настоящего
распоряжения необходимые изменения и дополнения в положения по
организации работы чрезвычайных противоэпидемических и
административных комиссий городов и районов края.
Обеспечить взаимодействие данных комиссий с центрами
Госсанэпиднадзора, подразделениями краевого комитета охраны
окружающей среды и природных ресурсов, органами МВД, прокуратурой,
жилищно-коммунальными службами, квартальными комитетами и другими
общественными организациями.
3.Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя главы администрации края Золотарева М.В., департамент
по финансам, бюджету и контролю администрации края (Деменко),
краевой центр Госсанэпиднадзора (Калашников).
И.о. главы администрации
В.Ф.ГЛАДСКОЙ
Приложение
к Распоряжению главы
администрации
от 3 июня 1994 г. N 570-Р
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН К
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая инструкция регулирует порядок рассмотрения дела
о санитарном правонарушении, вынесения постановления (о наложении
административного взыскания, прекращения делопроизводства),
порядок его обжалования и исполнения.
1.2.В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарным
правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы
общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное)
деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением
санитарного законодательства Российской Федерации, соответствующих
постановлений и распоряжений глав администраций края, города,
округа или района, действующих санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов (далее - правила), невыполнение
гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений,
постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов
и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологический службы
Краснодарского края.
1.3.Административная ответственность за совершение санитарного
правонарушения предусмотрена ст. 29 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 81, 84
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст. 125
Земельного кодекса РСФСР, ст. 41 Закона РФ "О защите прав
потребителей", ст. 146-3, 146-4 Закона Российской Федерации "О
внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную
торговлю".
1.4.За совершение санитарного правонарушения к должностным
лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания
в виде предупреждения или штрафа.
1.4.1.В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за
совершение санитарного правонарушения:
на должностных лиц - не более суммы 3-месячного дохода;
на работающих граждан - не более суммы месячного дохода;
1.4.2.В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР "Об охране
окружающей при родной среды" устанавливаются размеры штрафа,
налагаемого в административном порядке:
на граждан - от однократного до десятикратного размера
минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;
на должностных лиц - от трехкратного до двадцатикратного
размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.
1.4.3.В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР
устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном
порядке:
на граждан - от 100 до 1000 руб.
1.4.4.В соответствии со статьями 146-3, 146-4 Закона РФ "О
внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную
торговлю" - от 3-х до 100 минимальных размеров оплаты труда.
1.4.5.Закон РФ "О порядке перерасчета размеров штрафов,
предусмотренных Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях" применяется при определении размеров штрафов
только в отношении составов административных правонарушений, прямо
включенных в Кодекс. На остальные законодательные акты, прямо
предусматривающие административную ответственность за санитарные
правонарушения, данный Закон не распространяется.
1.4.6.Данные о месячном доходе гражданина или должностного
лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией
предприятия, учреждения, организации по месту их работы на
основании запроса заместителя главы администрации края, города,
округа или района (председателя соответствующей чрезвычайной
противоэпидемической, административной комиссии) или требования
главного государственного санитарного врача или его заместителя
(форма N 002/у, утвержденная приказом Госкомсанэпиднадзора России
от 8.05.92 N 47). Право получать такого рода сведения закреплено
п. 12 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения".
При невозможности установления месячного дохода должностного
лица или работающего гражданина штраф налагается в размере:
на должностных лиц - не более суммы 3-месячной заработной
платы;
на работающих граждан - не более суммы месячной заработной
платы;
1.4.7.Минимальная месячная оплата труда устанавливается
специальным законом Российской Федерации.
1.4.8.Административная ответственность для граждан наступает
по достижении ими 16-летнего возраста.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет,
совершившим санитарные правонарушения, в соответствии со ст. 14
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскания
применяются комиссиями по делам несовершеннолетних на основании
решений соответствующих чрезвычайных противоэпидемических комиссий
или протоколов, направленных должностными лицами органов
государственной санитарно-эпидемиологической службы края.
Должностное лицо несет ответственность за совершение
санитарного правонарушения, если выполнение санитарного
законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических
нормативов входит в его служебные обязанности.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также
лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел
несут ответственность за санитарные правонарушения по
дисциплинарным уставам.
1.5.Ответственность юридических лиц (предприятий, учреждений,
организаций) предусмотрена ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, ст.
ст. 81, 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды",
ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей".
1.5.1.Под юридическим лицом признается организация, которая
имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим
обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном
суде и третейском суде от своего имени.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями,
должны иметь самостоятельный баланс (далее юридические лица).
1.5.2.За совершение санитарного правонарушения к юридическим
лицам может быть применено взыскание в виде штрафа.
1.5.3.В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР и п.
15 постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.92 N
594 за самовольное строительство с нарушением
санитарно-гигиенических правил и норм по охране почв юридические
лица подвергаются штрафу в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; за
загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами,
заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными
организмами юридические лица подвергаются штрафу в размере от 500
тыс. до 1 млн. руб.
1.5.4.В соответствии со ст. 84 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" за санитарные правонарушения
предприятия, учреждения, организации подвергаются штрафу в размере
от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
1.5.5.В соответствии со ст. 41 Закона РФ "О защите прав
потребителей" в случае уклонения от исполнения или
несвоевременного исполнения изготовителем (исполнителем,
продавцом) соответствующих постановлений и распоряжений глав
администраций края, города, округа или района, предписаний органов
и учреждений госсанэпиднадзора налагается штраф в размере до 1
млн. руб.; за причинение ущерба потребителям товарами (работами,
услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по
безопасности, - штраф в размере суммы ущерба, причиненного
потребителям; если такой ущерб невозможно определить - в размере
до 1 млн. руб.; в случае нарушения органами по сертификации,
испытательными лабораториями (центрами) правил сертификации
товаров (работ, услуг) - на них налагается штраф в размере
двукратной стоимости работ по сертификации, а на изготовителя
(исполнителя, продавца) таких товаров (работ, услуг) - в размере
стоимости товаров (работ, услуг), реализованных в нарушение правил
по сертификации.
1.6.Административное взыскание в виде предупреждения или
штрафа налагается решением соответствующих административных
комиссий, постановлением главного государственного санитарного
врача краевого, городского или районного центров Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, бассейнов и линейных
участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и
их заместителями (далее - главные государственные санитарные врачи
и их заместители).
1.7.Административное взыскание может быть наложено не позднее
двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся
правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения
уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков
административного правонарушения соответствующая административная
комиссия, главный государственный санитарный врач или его
заместитель, получив материалы из органов дознания или следствия,
имеют право наложить административное взыскание не позднее месяца
со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела
либо о его прекращении.
Если административное взыскание не наложено в указанные сроки,
то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности
привлечено быть не может.
1.8.Порядок производства по делам об административных
правонарушениях на должностных лиц и граждан определяется Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях.
2.Составление протокола о санитарном правонарушении.
2.1.В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является
единственной формой документа, в котором фиксируется факт
совершения лицом правонарушения.
Основанием для составления протокола служат акты, докладные,
протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие
служебные документы, которые прилагаются к нему.
2.2.Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен:
- главными государственными врачами краевого, городского и
районного центров Госсанэпиднадзоров, бассейнов и линейных
участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и
их заместителями;
- заведующими отделами, отделениями (группами, секторами),
санитарными врачами, врачами - эпидемиологами, врачами -
паразитологами, врачами дезинфекционистами, врачами -
энтомологами, инженерами, техниками, помощниками санитарных
врачей, помощниками эпидемиологов, паразитологов, энтомологов
центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Перечисленные должностные лица в случае противодействия
проведению обследования, выемке образцов, составлению протоколов о
санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к
работникам милиции, которые в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10
Закона РСФСР "О милиции", п. 6 Указа Президента Российской
Федерации "О мерах по развитию здравоохранения в Российской
Федерации" от 26 сентября 1992 г. N 1137 обязаны обеспечивать
оказание помощи должностным лицам государственных органов и
учреждений в осуществлении их законной деятельности.
Если в отношении должностных лиц органов и учреждений
Государственной санитарно-эпидемиологической службы края
применяются угрозы убийством, нанесением тяжких телесных
повреждений или уничтожением имущества путем поджога, либо
произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев,
совершение иных насильственных действий - виновные лица
привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.3.Протокол о санитарном правонарушении составляется на
специальном бланке (форма N 001/у, утвержденная приказом
Госкомсанэпиднадзора России от 8.05.92 N 47). При отсутствии
бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.
В протоколе о санитарном правонарушении указываются:
- дата и место составления;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего
протокол;
- сведения о личности правонарушителя, сведения о юридическом
лице;
- место, время совершения и существо санитарного
правонарушения;
- статья Законов, перечисленных в п. 1.3. настоящей
инструкции, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,
иного нормативного правового акта, предусматривающего
ответственность за данное правонарушение;
- фамилия, адрес свидетелей и потерпевших, если они имеются;
- объяснение нарушителя, представителя юридического лица;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При заполнении бланка протокола о санитарном правонарушении,
совершенном юридическим лицом, в обязательном порядке следует
указать точное наименование юридического лица (предприятия,
организации, учреждения), его адрес, банковские реквизиты.
Указанные сведения содержаться в учредительных документах
юридического лица (уставе, положении). В случае невозможности
получить их от правонарушителя главный государственный санитарный
врач или его заместитель обязан обратиться в соответствующий
регистрационный орган местной администрации с требований о
представлении таких сведений на основании п. 12 ст. 38 Закона
РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом,
совершившим санитарное правонарушение, или представителем
юридического лица. При наличии свидетелей и потерпевших протокол
может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение,
представителя юридического лица, от подписания протокола, в нем
делается запись об этом, однако, фиксация этого факта с участием
свидетелей не требуется.
Лицо, совершившее правонарушение, представитель юридического
лица вправе предоставить прилагаемые к протоколу объяснения и
замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего
отказа от его подписания.
В качестве представителя юридического лица выступают их
руководители (заместители), действующие в пределах полномочий,
предоставленных им законом, уставом или положением, или другие
работники организации - представители юридического лица.
Полномочия руководителя организации (заместителя)
подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное
положение. Другие работники организации подтверждают свои
полномочия надлежаще оформленной доверенностью организации.
2.4.Сведения о личности нарушителя (гражданина, должностного
лица): фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении
несовершеннолетнего - не достигшего 18-летнего возраста -
указываются число, месяц и год рождения), место жительства и
работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода),
иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное
положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и
т. п.).
2.5.Существо правонарушения должно быть описано таким образом,
чтобы было видно, где, когда оно было совершено и в каком именно
действии (бездействии) выразилось с указанием на конкретные
нормативные акты, санитарные правила, требования, нарушенные
гражданином, должностным лицом, юридическим лицом.
2.6.В качестве нормативного акта, предусматривающего
ответственность за санитарное правонарушение, указывается
соответствующая статья особенной части Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях, либо соответствующая статья
нормативного правового акта, еще не включенного в Кодекс, но
действующего непосредственно (статьи законов, перечисленные в п.
1.3. настоящей инструкции).
2.7.Главный государственный санитарный врач, его заместитель,
иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить
нарушителю (представителю юридического лица) его права и
обязанности и сделать об этом запись в протоколе. В соответствии
со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо,
привлекаемое к ответственности, представитель юридического лица
вправе:
- знакомиться с материалами дела, давать объяснения,
представлять доказательства, давать объяснения,
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью
адвоката;
- выступать на родном языке и пользоваться услугами
переводчика, если не владеет языком, на котором ведется
производство;
- обжаловать постановление по делу.
3.Рассмотрение дела.
3.1.Дело о санитарном правонарушении рассматривается
соответствующей административной комиссией, главным
государственным санитарным врачом или его заместителем по месту
его совершения.
Вышестоящий административный орган, главный государственный
санитарный врач или его заместитель может затребовать дело для
рассмотрения по своей инициативе, исходя из его значимости,
размера причиненного ущерба и других обстоятельств или провести
повторное рассмотрение дела в случае обжалования в установленном
порядке принятого по нему постановления и вынести решение.
3.2.В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях главный государственный
санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в
пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о санитарном
правонарушении.
3.3.Правом рассмотрения дела и вынесения административного
взыскания обладает соответствующая административная комиссия,
главный государственный санитарный врач краевого, городского или
районного центров Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а
также на воздушном транспорте и их заместители.
3.4.Соответствующая административная комиссия, главный
государственный санитарный врач или его заместитель при подготовке
к рассмотрению дела обязаны разрешить следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;
- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени
и месте его рассмотрения;
- истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
- о ходатайствах лица, привлекаемого к административной
ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
3.5.В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо
известить лиц, участвующих в нем, о времени и месте его
рассмотрения.
Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится
путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по
телефону, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть
удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка,
выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала
радиограмм и т. д.).
3.6.Ответственность за подготовку дел для рассмотрения
главными государственными санитарными врачами или их заместителями
несут должностные лица органов и учреждений Госсанэпидслужбы,
составившие протокол о санитарном правонарушении.
3.7.Рассмотрение дела о санитарном правонарушении возможно в
отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, или
представителя юридического лица. В отсутствие этих лиц дело может
быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные о своевременном
их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не
поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
3.8.В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица:
потерпевший, законные представители (представитель), адвокат,
свидетели, эксперт, переводчик.
3.9.Интересы лица, привлекаемого к административной
ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними
или лицами, которые в силу своих физических или психических
недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о
санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные
представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
3.10.Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к
ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать
адвокат.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность,
могут участвовать в рассмотрении дела лично или через своего
представителя. Личное участие гражданина не лишает его права иметь
представителя. Полномочия представителя должны быть выражены в
доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
В качестве представителя организации и гражданина может
выступать адвокат.
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться
со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению
лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на
постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемом
юридической консультацией.
3.11.В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться
эксперт. Эксперт назначается главным государственным санитарным
врачом (его заместителем), в производстве которого находится дело,
в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях:
для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных
правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и
размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов
лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений
на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и
медицинских мероприятий и т. п.
Для проведения экспертизы могут привлекаться ведущие ученые,
квалифицированные специалисты вышестоящего центра
госсанэпиднадзора и другие.
Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное
заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету
экспертизы;
- заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных
материалов, необходимых для дачи заключения;
- с разрешения должностного лица, в производстве которого
находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности,
потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету
экспертизы;
- присутствовать при рассмотрении дела.
3.12.Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам
производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и
размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в
связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия,
прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совета
Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 в редакции постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 марта
1993 г. N 187.
За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы
за все время, затраченное им в связи с выездом.
Экспертам за проведение экспертиз устанавливается
вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным
государственным санитарным врачом или его заместителем в
зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой
работы в соответствии с заключенным договором.
Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности
выполнялись им в порядке служебного задания.
Возмещение расходов и выплата вознаграждения производятся из
средств, специально отпускаемых на указанные цели.
3.13.Рассмотрение дела начинается с представления должностного
лица, рассматривающего данное дело, соответствующей
административной комиссией. Главный государственный санитарный
врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном
нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное
правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит
ли оно административной ответственности, имеются ли
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен
ли имущественный ущерб.
3.14.К числу обязательств, смягчающих ответственность, в
соответствии со ст. 34 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях относятся:
- чистосердечное раскаяние виновного;
- предотвращение виновных вредных последствий правонарушения,
добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного
волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных
обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним;
- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной,
имеющей ребенка в возрасте до одного года;
Соответствующая административная комиссия, главный
государственный санитарный врач или его заместитель,
рассматривающие дело о санитарном правонарушении, могут признать
смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в
законодательстве: совершение правонарушения впервые, уровень
информированности и др.
3.15.Обстоятельствами, смягчающими ответственность, в
соответствии со ст. 35 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на
требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное в течение года совершение однородного санитарного
правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному
взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим
преступление:
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или
при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Соответствующая административная комиссия, главный
государственный санитарный врач или его заместитель, налагающие
административное взыскание, в зависимости от характера
административного правонарушения могут не признать данное
обстоятельство отягчающим.
Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР,
отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т. е.
должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим
обстоятельство, не названное в ст. 35.
4.Вынесение постановления.
4.1.Рассмотрев дело о санитарном правонарушении,
соответствующая административная комиссия выносит решение о
наложении взыскания или о прекращении дела производством, а
главный государственный врач или его заместитель выносит
постановление о наложении взыскания (форма N 003/у), или
постановление о прекращении дела производством (форма N 012/у).
4.1.1.Данные документы в обязательном порядке должны
содержать: фамилию, имя, отчество, должность лица, вынесшего
постановление, дату рассмотрения дела, сведения о лице, в
отношении которого рассматривается дело, изложение обстоятельств,
установленных при рассмотрении дела, указание на нормативный акт,
предусматривающий ответственность за данное санитарное
правонарушение, принятое по делу решение (предупреждение или штраф
с указанием его размера). Постановление подписывается должностным
лицом.
4.1.2.Постановление о прекращении дела производством выносится
при объявлении устного замечания, передаче материалов прокурору, а
также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,
например: отсутствии события и состава правонарушения;
невменяемость лица, совершившего правонарушение, действие лица
в состоянии крайней необходимости, отмена акта, устанавливающего
административную ответственность;
истечение к моменту рассмотрения дела о санитарном
правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях (п. ).7. Инструкции);
наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к
административной ответственности, постановления компетентного
органа (должностного лица) о наложении административного взыскания
либо неотмененного постановления о прекращении дела о санитарном
правонарушении, а также наличия по данному факту уголовного дела;
смерть лица, в отношении которого было начато производство по
делу.
4.2.Постановление объявляется немедленно по окончании
рассмотрения дела.
Копия постановления в течение трех дней вручается или
высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также
потерпевшему по его просьбе.
Копия постановления вручается под расписку. Постановление
может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по
телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление
или получение должно быть удостоверено соответствующими
документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из
реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и. т.
п.).
5.1.Постановление по делу о санитарном правонарушении может
быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено,
представителем юридического лица, а также потерпевшим.
5.2.Постановление соответствующей административной комиссии,
главного государственного санитарного врача или его заместителя о
наложении штрафа на граждан и должностных лиц обжалуется
вышестоящей администрацией (по решениям соответствующей
административной комиссии) вышестоящему главному государственному
санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской)
суд, решение которого является окончательным.
5.2.1.Постановление о наложении предупреждения на граждан и
должностных лиц обжалуется вышестоящей администрацией (по решениям
соответствующей административной комиссией) вышестоящему
государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего
жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение
которого является окончательным.
5.2.2.Жалоба на решение соответствующей административной
комиссии, постановление главного государственного санитарного
врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении
может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения
постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным
причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого
вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящей
администрацией или вышестоящим главным государственным санитарным
врачом или его заместителем или судом, правомочными рассматривать
жалобу.
О восстановлении пропущенного срока и об отказе в
восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не
считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по
почте.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение
постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.
5.3.Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо
обжалуется вышестоящей администрацией или вышестоящему главному
государственному санитарному врачу или его заместителю или в
арбитражный суд.
5.3.1.Жалоба на решение соответствующей административной
комиссии или постановление главного государственного санитарного
врача или его заместителя может быть подана в течение 10 дней со
дня вынесения постановления.
5.3.2.Подача жалобы (заявления) в арбитражный суд не
приостанавливает постановления о наложении штрафа на время ее
(его) рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не
вынесено определение о приостановлении постановления.
5.4.Жалобы на решение соответствующей административной
комиссии, постановление по делу рассматриваются вышестоящей
администрацией или вышестоящим главным государственным санитарным
врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их
поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня
регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному
государственному санитарному врачу или его заместителю,
правомочным ее рассматривать.
При этом принимается одно из следующих решений:
- оставляется постановление или решение без изменения, а
жалобу или протест без удовлетворения;
- отменяется постановление или решение и направляется дело на
новое рассмотрение;
- изменяется мера взыскания в пределах, предусмотренных
нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение
с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
О любом принятом решении сообщается административной комиссии,
главному государственному санитарному врачу или его заместителю,
действия которых обжалуются.
Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней
высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему -
по его просьбе.
6.Исполнение постановления.
6.1.Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с
момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании
постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или
протеста без удовлетворения.
Не подлежит исполнению постановление о наложении
административного взыскания, если оно не было обращено к
исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
6.2.Исполнение постановления о наложении административного
взыскания в виде предупреждения производится соответствующей
административной комиссией, главным государственным санитарным
врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его
объявления после окончания рассмотрения дела.
6.3.Штраф должен быть уплачен гражданином, должностным лицом
или юридическим лицом не позднее пятнадцати дней со дня вручения
ему постановления о наложении штрафа.
В случае обжалования гражданином или должностным лицом
постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не
позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы,
протеста без удовлетворения.
В случае обжалования постановления о наложении штрафа
юридическим лицом, вышестоящей администрацией вышестоящему
главному государственному санитарному врачу (заместителю) штраф
уплачивается в пятнадцатидневный срок со дня уведомления об
составлении жалобы без удовлетворения.
В случае обжалования постановления о наложении штрафа
юридическим лицом в арбитражный суд срок уплаты штрафа
определяется в решении арбитражного суда, оставившего без
удовлетворения исковое заявление юридического лица.
При наличии обстоятельств у гражданина или должностного лица,
вследствие которых немедленное исполнение постановления о
наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.) предоставляется
возможность по решению соответствующей административной комиссии
или главного государственного санитарного врача (его заместителя),
вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного
месяца.
6.4.Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации
на специальный расчетный счет.
В соответствии со ст. 46 Закона "О местном самоуправлении в
РСФСР" местная администрация вправе образовывать внебюджетные
фонды, в которые включаются штрафы за нарушение санитарного
законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный
такими нарушениями ущерб. Суммы этих штрафов и платежей
используются целевым назначением на проведение оздоровительных, в
том числе санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических
мероприятий, материально-техническое обеспечение органов и
учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы и
ЖКХ.
Штрафы, налагаемые главными санитарными врачами
(заместителями) за санитарные нарушения, предусмотренные ст. 125
Земельного Кодекса РСФСР, вносятся на счет краевого и местных
внебюджетных фондов.
В случае неуплаты штрафа гражданином или должностным лицом в
15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об
удержании суммы штрафа (форма 006/у, утвержденная приказом от
08.05.92 N 47) направляется для удержания суммы штрафа в
принудительном порядке из его заработной платы или иного
заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и
т. п.
Направленное постановление о наложении штрафа подлежит
обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения,
организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в
соответствии со ст. ст. 27 - 29 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и является
санитарным правонарушением.
Размер удержаний из заработной платы и других приравненных к
ней платежей и выдач исчисляется из сумм, причитающихся к выплате
должнику до полного погашения взыскиваемой суммы штрафа.
6.5.В соответствии со ст. 286 Кодекса РСФСР об
административном правонарушении если лицо, подвергнутое штрафу, не
работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного
заработка должностного лица невозможно по другим причинам
(например, отказ бухгалтерии по месту работы производить
удержания), взыскание производится путем его обращения на личное
имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности.
Взыскание производится на основании постановления главного
государственного санитарного врача или его заместителя о наложении
штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке,
предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве,
утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.
6.6.Нарушение требований данной инструкции влечет применение
мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
6.7.Привлечение должностных лиц и граждан к административной
ответственности и наложении штрафа на юридических лиц не
освобождает виновных от полной компенсации за ущерб, причиненный
санитарным правонарушением.
Заместитель генерального директора
департамента по строительству,
архитектуре и жилищно-коммунальному
хозяйству администрации
А.Ф.КАВЕРИН
|