ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 1994 года
О ПОЛОЖЕНИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В связи с необходимостью приведения Положения о выборах
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в
соответствие с Указами Президента Российской Федерации от
27.10.93 г. N 1763 "Об утверждении Основных положений о выборах в
представительны органы государственной власти края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного
округа" и от 22.12.93 г. N 2266 "О действии законодательства
Российской Федерации об органах государственной власти краев,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов Российской Федерации" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить Положение о выборах депутатов Законодательного
Собрания Краснодарского края в уточненной редакции (прилагается).
2.Решение малого Совета краевого Совета народных депутатов от
08.12.93 г. N 396 "О Положении о выборах депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края" признать
утратившим силу.
3.Опубликовать нестоящее постановление и текст Положения о
выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в
газете "Кубанские новости".
4.Настоящее постановление вступает в силу с момента его
опубликования.
Первый заместитель
главы администрации
В.Ф.ГЛАДСКОЙ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Избирательное право
1.Право избирать в Законодательное Собрание Краснодарского
края принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,
достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на
территории края.
2.Депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края
может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший
21-летнего возраста и имеющий постоянное место жительства на
территории края.
3.Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Состав законодательного собрания, система выборов.
Сроки проведения выборов
1.Законодательное Собрание Краснодарского края состоит из 50
депутатов. Количество депутатов Законодательного Собрания,
работающих на штатной оплачиваемой основе, не может превышать двух
пятых от общего числа депутатов, избранных в состав
Законодательного Собрания.
2.Выборы в Законодательное Собрание Краснодарского края
проводятся на всей территории края.
3.Депутаты Законодательного Собрания края избираются на основе
мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам,
образуемым на территории Краснодарского края, на основе единой
нормы представительства.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов
1. Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания края
выдвигаются краевыми избирательными объединениями и группами
избирателей. Выдвижение кандидатов начинается с момента
образования окружных избирательных комиссий и заканчивается за 30
дней до дня выборов.
2.Краевыми избирательными объединениями являются:
краевые отделения общефедеральных партий, политических
движений, иных общественных объединений, устав которых
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и
предусматривает участие в выборах;
краевые политические движения, иные общественные объединения,
устав которых зарегистрирован в установленном порядке и
предусматривает участие в выборах;
блоки указанных общественных объединений и политических
партий, создаваемых на период проведения выборов.
3.Краевое избирательное объединение регистрируется в
избирательной комиссии края.
4.Партия, политическое движение и общественная организация не
могут входить в состав более чем одного избирательного
объединения. Партия, политическое движение, общественная
организация, в случае вхождения в состав блока, не могут выступать
в качестве самостоятельного избирательного объединения.
5.Численность группы избирателей, которая может быть
инициатором выдвижения кандидатов, должна составлять не менее 30
человек.
Статья 5. Финансирование выборов
1.Финансирование мероприятий, связанных с организацией и
проведением выборов в Законодательное Собрание Краснодарского
края, осуществляется за счет средств республиканского бюджета
Российской Федерации.
2.Для финансирования избирательной кампании кандидаты и
избирательные объединения вправе использовать собственные средства
и добровольные пожертвования.
Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями
1.Организация и проведение выборов в Законодательное Собрание
Краснодарского края, обеспечение избирательных прав граждан
Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от
других государственных органов.
2.Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и
проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется
открыто и гласно. На заседаниях избирательных комиссий, в том
числе при регистрации кандидатов, пломбировании или опечатывании
избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов
на избирательном участке, определении результатов выборов вправе
присутствовать наблюдатели от партий, политических движений и
общественных организаций, устав которых зарегистрирован в порядке,
установленном действующим законодательством. Полномочия указанных
наблюдателей должны быть подтверждены соответствующим документом.
ГЛАВА 2
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 7. Образование избирательных округов по выборам в
Законодательное Собрание Краснодарского края
1.Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности
всю территорию края и должны отвечать следующим требованиям:
а) примерное равенство избирательных округов по числу
избирателей с допускаемым отклонением не более 25 процентов в
сторону уменьшения или увеличения от среднего числа избирателей в
округе;
б) территориальное единство: не допускается создание
избирательного округа, состоявшего из не граничащих между собой
территорий; границы избирательных округов не должны пересекать
границы районов и городов.
2.Число избирателей в каждом округе устанавливается
избирательной комиссией края.
3.Схема избирательных округов утверждается и публикуется в
печати избирательной комиссией края не позднее 60 дней до дня
выборов.
Статья 8. Образование избирательных участков
1.Избирательные участки образуются не позднее 55 дней до дня
выборов решением главы администрации района и города из расчета от
100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. На судах,
находящихся в загранплавании, и в малонаселенных местностях
допускается образование избирательных участков из расчета от 20
избирателей.
2.Избирательные участки образуются с учетом границ районов,
городов, районов в городах, поселковых и сельских населенных
пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей.
Границы избирательных участков не должны пересекать граница
избирательных округов.
3.Порядок участия в голосовании военнослужащих и граждан,
содержащихся в местах лишения свободы и имеющих право участия в
голосовании, определяется избирательной комиссией края.
4.Списки избирательных участков с указанием адресов участковых
избирательных комиссий публикуются в местной печати главой
администрации города, района в течение пяти дней со дня принятия
решения об образовании избирательных участков.
Статья 9. Списки избирателей
1.Местная администрация в районе, городе, районе в городе,
поселке обеспечивает учет избирателей и передает участковым
избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих
постоянное место жительства на соответствующих территориях.
2.В список избирателей включается каждый гражданин Российской
Федерации, имеющий право участвовать в выборах и постоянно
проживающий на территории соответствующего избирательного участка.
3.Список избирателей составляется в алфавитном или ином
порядке (по улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке
указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес
избирателя.
4.Уточнение списков избирателей должно быть завершено не
позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на
территории избирательного участка после этого срока или по
каким-либо причинам не занесенные с основные списки избирателей,
включаются в дополнительный список на основании документов,
подтверждающих их место жительства.
5.Соответствующие участковые избирательные комиссии обязаны
обеспечивать гражданам возможность ознакомления со списками
избирателей.
ГЛАВА 3
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 10. Виды избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов в Законодательное
Собрание края образуются следующие виды избирательных комиссий:
а) избирательная комиссия Краснодарского края по выборам
депутатов Законодательного Собрания;
б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов
Законодательного Собрания края;
в) участковые избирательные комиссии.
Статья 11. Порядок формирования избирательной комиссии по
выборам депутатов Законодательного Собрания
1.Избирательная комиссия края формируется в составе
председателя, его заместителя, секретаря и 10-15 членов
избирательной комиссии не позднее 70 дней до выборов.
2.Персональный состав избирательной комиссии края утверждается
центральной избирательной комиссией по представлению краевого
Совета народных депутатов и главы администрации края.
3.Председатель и секретарь избирательной комиссии края должны
иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области
права.
Статья 12. Порядок формирования окружных избирательных
комиссий
1.Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов
Законодательного Собрания края образуется в каждом округе
избирательной комиссией края не позднее 55 дней до дня выборов в
составе председателя, его заместителя, секретаря и 5-10 членов
избирательной комиссии.
2.Председатель окружной избирательной комиссии доложен иметь
высшее юридическое образование либо ученую степень в области
права.
3.Кандидат в депутаты по соответствующего избирательному
округу вправе назначить одного члена окружной избирательной
комиссии с правом совещательного голоса.
4.Численный и персональный состав окружной избирательной
комиссии утверждается краевой комиссией по предложению глав
администраций городов и районов, входящих в состав
соответствующего избирательного округа.
Статья 13. Порядок формирования участковых избирательных
комиссий
1.Участковая избирательные комиссии формируются окружной
избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов в
составе председателя, его заместителя, секретаря, 5-17 членов
избирательной комиссии.
2.Кандидат в депутаты по соответствующему избирательному
округу вправе назначить одного члена в состав участковой
избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
3.Численный и персональный состав участковой избирательной
комиссии утверждается окружной избирательной комиссией по
предложению глав администраций городов и районов, на территории
которых формируются участковые избирательные комиссии.
Статья 14. Статус члена избирательной комиссии
1.Лица, назначенные в состав избирательных комиссий, имеют
право решающего голоса при принятии решений избирательными
комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях
избирательных комиссий.
2.Лица, назначенные в состав избирательных комиссий
кандидатами в депутаты, имеют статус члена избирательной комиссии
с правом совещательного голоса.
3.Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и с
правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной
комиссии и присутствуют на них;
б) вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
ним голосования;
в) вправе задавать другим участника заседания комиссии вопросы
по повестке дня и получать по ним ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми материалами и документами
комиссии.
Статья 15. Полномочия избирательной комиссии края
1.Избирательная комиссия края:
а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения
и обеспечивает его единообразное исполнение;
б) руководит работой окружных избирательных комиссий;
в) регистрирует краевые избирательные объединения;
г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
д) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
е) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
ж) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
з) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков
избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения,
утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их
изготовление;
и) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения выборов, распределяет денежные средства и
контролирует их целевое использование;
к) устанавливает результаты голосования в целом по территории
края, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив
документации, связанной с организацией и проведением выборов;
л) устанавливает лиц, избранных депутатами Законодательного
Собрания края, выдает им удостоверения об избрании;
м) организует повторные выборы депутатов Законодательного
Собрания края;
н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Положением.
2.Решения избирательной комиссии края, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для государственных органов, общественных
объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые
обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее
работы документы и информацию.
3.Срок полномочия избирательной комиссии края определяется
сроком полномочий Законодательного Собрания.
4.Положение об избирательной комиссии края принимается краевым
Советом народных депутатов или главой администрации края (после
досрочного прекращения полномочий краевого Совета народных
депутатов).
Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии
1.Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения;
б) руководит работой участковых избирательных комиссий,
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых
избирательных комиссий и принимает по ним решения;
в) принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты,
регистрирует из доверенных лиц, выдает им удостоверения
установленного образца;
г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для каждого кандидата;
д) распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов;
е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу,
передает их в избирательную комиссию края, обеспечивает передачу в
архив документов, связанных с организацией и проведением выборов;
ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования,
обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими
участковых избирательных комиссий;
з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий
помещениями, связью и рассматривает иные вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Положением.
2.Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока
полномочия избирательной комиссии края.
Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии
1.Участковая избирательная комиссия:
а) организует составление дополнительного списка избирателей
по участку;
б) проводит ознакомление граждан со списками избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в
списках избирателей и решает вопросы о внесении в них
соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим
Положением;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования, необходимого для
проведения выборов;
е) обеспечивает на своем избирательном участке голосование в
день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке, передает их в окружную избирательную
комиссию и обеспечивает передачу документов, связанных с
организацией и проведением выборов, в архивы;
з) рассматривает заявления и жалобы, связанные с подготовкой и
проведением выборов, и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Положением.
2.Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются
через 10 дней после официального объявления результатов выборов.
Статья 18. Организация работы избирательных комиссий
1.Заседание комиссии является правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и
имеющих решающий голос при принятии решений.
2.Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию
не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии
с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины
всех лиц, входящих в ее состав.
3.Решения избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от числа присутствующих на заседании лиц с правом
решающего голоса.
4.Инструкции и иные решения избирательной комиссии края,
имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от
общего числа лиц, входящих в ее состав, и подлежат обязательному
опубликованию в средствах массовой информации.
5.По решению избирательной комиссии края председатель, его
заместители, секретарь и отдельные члены избирательной комиссии
могут работать в избирательной комиссии, постоянно или временно с
отрывом от основной работы.
6.По решению окружных избирательных комиссий председатели (их
заместители), секретари и отдельные члены окружных и участковых
избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в
избирательных комиссиях постоянно или временно с отрывом от
основной работы.
7.Оплата работы производится в пределах бюджетных средств,
выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
8.На заседаниях избирательной комиссии края могут
присутствовать аккредитованные при ней представители средств
массовой информации. На заседаниях окружных и участковых
избирательных комиссий могут присутствовать представители любых
средств массовой информации.
9.Протоколы избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
10.Все государственные органы, органы местного самоуправления,
а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими
своих задач.
Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий
1.Решения и действия избирательной комиссии края могут быть
обжалованы в краевой суд в установленном порядке.
2.Решения и действия участковых и окружных избирательных
комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную
комиссию или в суд в установленном законом порядке. При этом
предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не
является обязательным условием для обращения в суд.
ГЛАВА 4
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
Статья 20. Выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного
Собрания края
1.Выдвижение кандидатов в депутаты от краевых избирательных
объединений производится по решению уполномоченного на то в
соответствии с уставом органа партии, политического движения,
создавшего краевое избирательное объединение, а в случае создания
блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в
блок.
2.Выдвижение кандидатов в депутаты группой избирателей
производится путем создания гражданами инициативной группы по
выдвижению кандидата. Решение о создании инициативной группы
оформляется протоколом с указанием фамилии, имени, отчества,
постоянного места жительства граждан, создавших группу, с
последующим представлением протокола в окружную избирательную
комиссию.
Статья 21. Регистрация кандидатов в депутаты
1.Для регистрации кандидата в избирательном округе требуется,
чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного
округа в количестве 3 процентов от общего числа избирателей
округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой
избирательной комиссией края. В каждом подписном листе указывается
фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место
жительства кандидата и ставится печать окружной избирательной
комиссии.
2.Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает
свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер, серию паспорта
или документа, его замещающего.
Подписной лист подписывается также лицом, собирающим подписи,
с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера
паспорта или заменяющего его документа.
3.Краевое избирательное объединение или группа избирателей,
выдвинувших кандидата в депутаты, получают право на сбор подписей
с момента предоставления в окружную комиссию протокола с решением
о выдвижении кандидата.
4.Одновременно с протоколом о выдвижении кандидата в депутаты
в окружную избирательную комиссию представляются бланки подписных
листов в поддержку данного кандидата в депутаты, на которые
незамедлительно ставится печать окружной избирательной комиссии.
5.Инициаторы выдвижения кандидата в депутаты или сам кандидат
вносят подписные листы в окружную избирательную комиссию не
позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия
проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего
Положения и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов
регистрирует его, публикует данные о нем в печати и выдает ему
удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени, либо
отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в
течение суток сообщаются средствам массовой информации.
6.Если в период между завершением регистрации кандидатов и
днем выборов в избирательном округе останется менее двух
кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются на 12
недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий в соответствии со сроками,
указанными в настоящем Положении.
Статья 22. Права и обязанности кандидатов в депутаты
1.Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его
желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента
опубликования результата выборов. В течение этого рока средний
заработок или иной регулярный доход, исчисленный за
предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не
превышающем семикратный установленный законом размер минимальной
месячной оплаты труда, выплачивается кандидату зарегистрировавшей
его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных
для проведения выборов.
2.Кандидат в депутаты имеет право на возмещение транспортных
расходов (кроме такси) в пределах территории избирательного
округа, в котором он баллотируется, из средств соответствующей
избирательной комиссии.
3.Если кандидат в депутаты баллотируется в избирательном
округе в пределах территории города, где имеется несколько
избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных
расходов на территории города (кроме такси).
4.Кандидат в депутаты, постоянно проживающий вне пределов
территории избирательного округа, в котором он баллотируется,
имеет право совершить в общей сложности три поездки в
избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме
такси), оплачиваемые на средства соответствующей избирательной
комиссии.
5.Право на возмещение транспортных расходов действует со дня
регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.
Порядок оплаты определяется избирательной комиссией края.
6.Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном
избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной
избирательной комиссии.
7.Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной
ответственности или подвергаться мерам административного
взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора
края. Меры пресечения могут быть применены к кандидату в депутаты
только на основании определения краевого суда. При этом информация
об этом должна быть представлена в избирательную комиссию края в
течение 24 часов.
8.Кандидат в депутаты не может быть призван на военную службу
до дня опубликования результатов выборов включительно.
9.Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц,
регистрируемых той же избирательной комиссией, которая
зарегистрировала кандидата, Доверенные лица должны отвечать
требованиям статьи 2 (пункты 2, 3) настоящего Положения.
Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии
удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность,
способствующую избранию кандидата. Кандидаты вправе в любое время
отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую
избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким
доверенным лицам удостоверения.
10.Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов
снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому
обстоятельств (болезнь и др.), окружная избирательная комиссия
относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов,
включая выделенные на предвыборную кампанию.
ГЛАВА 5
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 23. Право на участие в предвыборной агитации
1.Граждане Российской Федерации, общественные объединения
вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
2.Участие должностных лиц органов государственной власти и
местного самоуправления, командования воинских частей в
предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.
Статья 24. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1.Органы государственной власти и местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты в организации и
проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и
их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении
помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются
соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, определяемом
окружной избирательной комиссией.
2.Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
3.Проведение агитации в помещении избирательной комиссии не
допускается.
Статья 25. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1.В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов
запрещается опубликование результатов опросов общественного
мнения, связанных в предстоящими выборами.
2.Средства массовой информации, одним из учредителей или
совладельцев которых являются органы государственной власти и
местного самоуправления, а равно средства массовой информации,
полностью или частично финансируемые за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации, краевого бюджета
или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для
предвыборных выступлений всех кандидатов.
3.Кандидат имеет право выступать в средствах массовой
информации, в том числе на государственном телевидении и радио.
Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается
избирательной комиссией края и должен обеспечивать получение
эфирного времени на равных основаниях.
Статья 26. Выпуск агитационных печатных материалов
1.Партии и политические движения, иные общественные
объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты вправе
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные
материалы.
2.Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организации и о лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3.Избирательная комиссия края, а также окружные и участковые
избирательны комиссии, которым стало известно о распространении
анонимных либо подложных материалов, обязаны принять меры по
недопущению их распространения и обратиться в соответствующие
органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной
агитационной деятельности.
4.Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на
специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой
избирательной комиссии, а также в любом помещении, на любом здании
сооружении и ином другом месте, кроме зданий и помещений
избирательных комиссий и избирательных участков.
Статья 27. Сроки проведения агитационной кампании
1.Агитационная кампания проводится со дня регистрации
кандидата и прекращается в день выборов.
2.В день выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений
для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1.Бюджетные средства, выделенные из республиканского бюджета
на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение
избирательной комиссии края немедленно после ее формирования и
распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.
2.Окружные избирательные комиссии представляют избирательной
комиссии края отчет о расходовании выделенных им средств не
позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов
выборов.
3.Избирательная комиссия края представляет Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации отчет о расходовании
выделенных ей Центральной избирательной комиссией средств не
позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов
выборов. Указанный отчет должен быть опубликован в газете
"Кубанские новости", а также сообщен иным средствам массовой
информации не позднее одного месяца со дня его представления в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 29. Избирательные фонды и порядок их создания
1.Краевые избирательные объединения и кандидаты в депутаты
вправе создавать собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной кампании. Такие фонды могут состоять
из следующих средств:
а) средств, выделенные краевому избирательному объединению или
кандидату в депутаты на предвыборную агитацию избирательными
комиссиями;
б) собственных средств краевого избирательного объединения или
кандидата в депутаты;
в) средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшим его
краевым избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2.Сумма добровольных пожертвований физического лица в
избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать
10-кратного установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда, а в избирательный фонд краевого избирательного
объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного
юридического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не
может превышать установленный законом размер минимальный месячной
оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд краевого
избирательного объединения - более чем в 10000 раз.
3.Не допускаются пожертвования со стороны иностранных
государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских
юридических лиц с иностранным участием, российских юридических
лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской
Федерации, а также со стороны международных организаций и
международных общественных объединений.
4.Право распоряжаться средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды краевым
избирательным объединениям и кандидатам в депутаты.
Статья 30. Порядок расходования средств избирательных фондов
1.Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд
краевого избирательного объединения или кандидата, перечисляются
на специальный счет в банке, который открывается, соответственно,
избирательной комиссией края или окружной избирательной комиссией
после регистрации соответствующего кандидата в депутаты или
краевого избирательного объединения.
2.Порядок учета расходования денежных средств избирательного
фонда устанавливается избирательной комиссией края.
3.Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по
округу краевое избирательное объединение или кандидат в депутаты
обязаны представить в избирательную комиссию края финансовый
отчет, в котором указываются источники всех поступлений в
избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной
агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации.
ГЛАВА 7
ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 31. Помещение для голосования
1.Помещения для голосования представляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий районной или городской
администрацией.
2.Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования. Вход в кабины или
комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них
к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3.В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
должен быть оборудован участковый избирательной комиссией стенд с
информацией обо всех краевых избирательных объединениях и всех
выдвинутых им кандидатах, а также обо всех кандидатах,
баллотирующихся в соответствующем избирательном округе, с
обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых
пунктом 1 статьи 21 настоящего Положения.
Статья 32. Избирательные бюллетени
1.Для выборов в Законодательное Собрание края каждый
избиратель получает один избирательный бюллетень, форма
избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией
края.
2.Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке
фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по избирательному
округу кандидатов в депутаты, а также из даты рождения, занятия и
постоянное место жительства. Справа от данных о каждом кандидате
помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня
помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа
от нее пустым квадратом.
3.В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4.Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
5.Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
избирательной комиссии края и пересылаются окружным избирательным
комиссиям не позднее 10 дней до дня выборов. Участковая
избирательная комиссия получает от окружных избирательных комиссий
избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По
каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней,
передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать
число зарегистрированных по избирательному участку избирателей
более чем на два процента. На обороте полученных избирательных
бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или
подписи двух ее членов.
6.В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня
выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные
или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной
комиссии края вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о
выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные
бюллетени.
Статья 33. Порядок голосования
1.Голосование проводится в день выборов с 7 часов до 21 часа
по московскому времени. Если по избирательному участку
проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая
избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 21 часа.
2.Избиратель, который в период, начиная с 10 дней до дня
выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте
постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив
избирательный бюллетень в помещении окружной (за 10-4 дня до дня
выборов) или участковой ( за 3-1 день до дня выборов)
избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна
голосования, Если избиратель голосует в помещении окружной
избирательной комиссии, тол на обороте выдаваемого ему
избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной
избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает
в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной
избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится
печать, соответственно, окружной или участковой избирательной
комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной
комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные
избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей
и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую
избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает
в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
3.В 7 часов утра дня выборов председатель каждой участковой
избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
после этого опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными
избирательными бюллетенями, оставленные избирателями,
проголосовавшими досрочно, и опускают извлеченные из них
избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего
приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол избирательной
комиссии.
4.При получении избирательного бюллетеня член избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта
или удостоверения личности избирателя и расписывается в выдаче
избирательного бюллетеня, а избиратель расписывается в его
получении.
5.Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни
было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе
пригласить в кабину любое лицо, кроме члена избирательной комиссии
или наблюдателя.
6.В избирательном бюллетене для выборов в Законодательное
Собрание края избиратель ставит крест или любой иной знак в
пустом квадрате напротив фамилии того кандидата в депутаты, за
которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив
строки "Против всех кандидатов".
7.Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув
кабину для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8.Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при
его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,
уполномоченный ею.
9.В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в
выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по его письменной или
устной просьбе участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии
наблюдателей и с использованием специальных переносных
избирательных ящиков. Таких ящиков не может быть более двух на
участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в
письменной форме при прибытии к нему членов избирательной
комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии,
выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество
избирательных бюллетеней, соответствующее количеству устных или
письменных заявлений.
Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в
отдельный дополнительный список. В основном списке избирателей
участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавшим таким
образом избирателей.
Статья 34. Подсчет голосов на избирательном участке
1.По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2.Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии
погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность
печатей и пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
3.В ходе подсчета голосов прежде всего отделяются
недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются
бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью
окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписями
двух членов избирательной комиссии, а также такие, из которых
нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие,
в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном
квадрате, либо не проставлен ни в одном из них.
4.Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному участку;
б) общее число полученных избирательных бюллетеней;
в) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
д) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
е) число недействительных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
з) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов в депутаты;
и) число действительных голосов, поданных за каждого кандидата
в депутаты;
к) число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты;
л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
5.Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всем составом избирательной комиссии. Член избирательной
комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его
положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
6.Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными
бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до
окончания ее работы.
7.Избирательная документация, включая избирательные бюллетени,
передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не
позднее чем через 10 дней после официального объявления
результатов выборов.
Статья 35. Определение результатов выборов в избирательном
округе
1.Окружная избирательная комиссия немедленно по получении
протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного
округа производит подсчет голосов, поданных по данному
избирательному округу по выборам в Законодательное Собрание края,
путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2.Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в
котором указываются:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному округу;
б) число выданный избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательных бюллетени
кандидатов в депутаты и число действительных голосов, поданных за
каждого из них; если фамилии и инициалы двух и более кандидатов
совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие
данные;
ж) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов в депутаты;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) одно из следующих решений:
признание избранным кандидата, получившего наибольшее число
действительных голосов. При равном числе полученных голосов
избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении
собраны подписи большего числа избирателей;
признание выборов по избирательному округу недействительными,
если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения
являются существенными или не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления избирателей;
признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,
если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов",
превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего
наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие
менее 25 процентов зарегистрированных избирателей;
к) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
3.Протокол составляет в двух экземплярах и подписывается
председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один
экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную
комиссию края, а другой хранится у секретаря окружной
избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
Статья 36. Установление общих итогов выборов
1.На основании протоколов окружных избирательных комиссий
избирательная комиссия края в течение пяти дней по их получении
определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного
месяца со дня выборов избирательная комиссия края публикует итоги
голосования по всем избирательным округам в средствах массовой
информации.
2.Избирательная комиссия края признает недействительными
выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что
допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов
нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей.
3.В избирательных округах, выборы в которых не состоялись
из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против
всех кандидатов, либо приняло участие в выборах менее 25 процентов
зарегистрированных избирателей, или признаны недействительными по
причине нарушения настоящего Положения, избирательная комиссия
края назначает новые выборы и определяет новые календарные сроки
избирательных действий. Избирательная комиссия края в этих случаях
может принять решения о формировании окружных и участковых
избирательных комиссий в новом составе.
Статья 37. Регистрация избранных депутатов Законодательного
Собрания края
1.Соответствующая окружная избирательная комиссия после
подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата,
избранного в Законодательное Собрание края.
2.Краевая избирательная комиссия на основании протокола о
результатах выборов не позднее, чем через пять дней после
подписания протокола, официально оповещает об итогах выборов,
проводит регистрацию избранного депутата и выдает ему
удостоверение об избрании.
ГЛАВА 8
РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 38. Оспаривание неправильностей в списках избирателей
1.Любой гражданин Российской Федерации, имеющий право
участвовать в выборах согласно настоящему Положению, может заявить
в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности
в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная
комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо
выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2.Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы кандидатов в суд.
Статья 39. Оспаривание отказа в регистрации кандидата
1.В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная
комиссия обязана выдать ему справку с изложением мотива отказа.
Мотивом может служить только невыполнение настоящего Положения.
2.Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа могут быть
обжалованы в суде.
Статья 40. Оспаривание границ избирательных округов
1.В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных
избирательных округов границы избирательных округов, образованных
в соответствии с настоящим Положением, могут быть оспорены.
Жалоба подается главой местной администрации либо органом
местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы в
избирательную комиссию края, которая в течение пяти дней проводит
проверку жалобы и производит соответствующее исправление границ
избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо
выдает заявителю справку с мотивированным отклонением заявления.
2.Отклонение жалобы избирательной комиссией края может быть
обжаловано в суд в установленном законом порядке.
ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41. Замещение вакантных мандатов
В случае досрочного выбытия депутата Законодательного Собрания
края избирательная комиссия края назначает в соответствующем
избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся не
позднее 3-х месяцев со дня выбытия депутата и в соответствии с
настоящим Положением. Если до окончания срока полномочий
Законодательного Собрания края остается менее шести месяцев, то
дополнительны выборы не проводятся.
Статья 42. Последствия фальсификации подписных листов
1.Под фальсификацией подписных листов понимается умышленное
внесение лицом, производящим сбор подписей избирателей в поддержку
кандидата в депутаты, искаженных данных об избирателях либо
подделка подписей избирателей.
2.В случае обнаружения фальсификации подписных листов, если
количество таковых превышает три процента собранных подписей, либо
если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации
согласно условиям настоящего Положения, окружная избирательная
комиссия отказывает в регистрации. В случае обнаружения
фальсификации подписных листов после регистрации, регистрация
отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной
комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается
после выборов, соответствующий мандат аннулируется решением
Законодательного Собрания края по представлению мандатной
комиссии.
Статья 43. Ответственность за фальсификацию подписных листов
Лица, виновные в фальсификации подписных листов, несут
административную ответственность в виде штрафа в размере
20-кратного установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах
Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах,
привлекаются к уголовной или административной ответственности в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|