Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УСТАВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ПЕРВАЯ РЕД.)

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

                            У С Т А В
                  К Р А С Н О Д А Р С К О Г О  К Р А Я
   
       Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, прав и  свобод
   граждан;
       стремясь  утвердить   принцип    правового    государства    и
   гражданского общества;
       исходя из необходимости  закрепления  государственно-правового
   статуса    края    и    создания правовой основы его всестороннего
   развития;
       стремясь  закрепить  социальное  и  межнациональное  согласие,
   доверие и взаимопонимание в крае;
       учитывая уникальные природные богатства края  и  необходимость
   их рационального использования в интересах всего населения края  и
   будущих поколений его жителей;
       проявляя  уважение  к  историческим  традициям,  и    реализуя
   предоставленные Конституцией Российской Федерации  и  Федеративным
   договором полномочия,
       народ  Краснодарского  края  закрепляет  его  общественное   и
   государственное  устройство в настоящем УСТАВЕ.
   
                                РАЗДЕЛ 1
   
                         ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
   
       Статья 1.
   
       1.Основные права и свободы человека признаются  естественными,
   неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения.
       2.Государственная  власть  обязана  создавать    условия   для
   беспрепятственного и действенного осуществления  основных  прав  и
   свобод человека.
   
       Статья 2.
   
       Никто не  может  быть  подвергнут  дискриминации  в  правах  и
   свободах и никому не могут быть предоставлены привилегии в правах,
   свободах в зависимости от расы, национальности, языка, социального
   происхождения,  общественного,  имущественного  и     должностного
   положения,  отношения  к  религии,  участия  или    неучастия    в
   общественных объединениях,  места  жительства  и  других  подобных
   обстоятельств социального и личного характера.
   
       Статья 3.
   
       1.Гражданам  Российской  Федерации  в    Краснодарском    крае
   гарантируются все закрепляемые в Конституции Российской  Федерации
   и    федеральном    законодательстве,    настоящем    Уставе     и
   законодательстве    края,    а    также    в        общепризнанных
   международно-правовых документах по  правам  человека  гражданские
   (личные), политические,  экономические,  социальные  и  культурные
   права и свободы.
       2.Настоящий Устав и  законы  края  могут  предусматривать  для
   граждан Российской Федерации в качестве  условия  использования  в
   порядке,  установленном   Конституцией    Российской    Федерации,
   федеральными  законами  и  международными  договорами   Российской
   Федерации.
   
       Статья 4.
   
       Меры законодательной, исполнительной и судебной  регламентации
   основных прав и  свобод  не  должны  затруднять  их  реализацию  и
   допускают их ограничение и контроль лишь постольку, поскольку  это
   абсолютно  необходимо  в  целях  защиты  конституционного   строя,
   общественной нравственности,  законных  прав  и  интересов  других
   людей.
   
       Статья 5.
   
       Каждый вправе защищать свои права и свободы других  лиц  всеми
   предоставленными законодательством способами  и  рассчитывать  при
   этом на помощь со стороны государственной власти.
   
       Статья 6.
   
       Государственная власть вправе требовать от каждого  выполнения
   его обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации,
   федеральными законами, государственным Уставом и законами края.
       Обязанности    людей    являются    выражением    общественной
   солидарности.
   
       Статья 7.
   
       1.Вся государственная власть Краснодарского  края  исходит  от
   народа.
       2.Государственная власть  осуществляется  народом  в  порядке,
   предусмотренном  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральным
   законодательством,  государственным  Уставом  и  законодательством
   края,  непосредственно -  через    систему    институтов    прямой
   демократии (референдума, выборов  и  других)  и  опосредственно  -
   через систему государственных органов.
   
       Статья 8.
   
       1.Государственная власть в Краснодарском  крае  осуществляется
   на принципах разделения ее на  законодательную,  исполнительную  и
   судебную.
       2.Организационно разделение властей  закрепляется  в  создании
   самостоятельных  законодательных,  исполнительных    и    судебных
   органов,  полномочия  которых  препятствуют  их  вмешательству   в
   компетенции друг друга, но одновременно позволяют им сдерживать  и
   уравновешивать друг друга.
       3.В крае соблюдается принцип разграничения полномочий  краевых
   органов власти и органов местного самоуправления.
   
       Статья 9.
   
       1.Деятельность  государственных  органов,  органов    местного
   самоуправления, предприятий, учреждений, общественных  объединений
   и граждан осуществляется  в  строгом  соответствии с  Конституцией
   Российской  Федерации,  федеральными  законами,    государственным
   Уставом и законами края.
       2.В крае обеспечивается защита от  произвольных действий любых
   субъектов и ответственность правонарушителей.
   
       Статья 10.
   
       1.Общественная,  в  том  числе  политическая,  деятельность  в
   Краснодарском  крае    осуществляется    свободно,    на    основе
   идеологического многообразия.
       2.Цели,  внутренняя  организация,  формы  и   методы    работы
   общественных  объединений   должны    соответствовать    принципам
   демократии.
       Государственная власть не вмешивается в законную  деятельность
   общественных объединений.
   
       Статья 11.
   
       1.Хозяйственная  инициатива,  опирающаяся  на    собственность
   разнообразных и равноправных видов, свободна.
       2.Органы государственной власти края участвуют в экономической
   жизни и подвергают ее регулированию и контролю  в  пределах  своих
   полномочий, установленных действующим законодательством, исходя из
   общих интересов населения края.
   
       Статья 12.
   
       1.Экологическая  политика  края  направлена  на    сохранение,
   улучшение окружающей среды.
       Особое внимание уделяется охране территорий, имеющих курортное
   и сельскохозяйственное значение.
       2.Природные ресурсы на территории края не могут использоваться
   в ущерб интересам населения края и будущих поколений его жителей.
   
       Статья 13.
   
       1.В крае создаются условия для обеспечения  достойного  уровня
   жизни и социального прогресса каждого; оказывается помощь в первую
   очередь остро нуждающимся в ней людям.
       2.В  крае  обеспечивается  поддержка    семье,    материнству,
   отцовству, детству, воспитанию, образованию, науке, культуре.
   
       Статья 14.
   
       1.В  крае    создаются    возможности    для    удовлетворения
   образовательных, культурных и иных потребностей проживающих на его
   территории национальных меньшинств.
       2.Русский язык, в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации, является государственным языком края.
       Иные  языки  проживающих   на    территории    края    народов
   употребляются в порядке,  установленном  федеральными  законами  и
   законами края.
   
       Статья 15.
   
       В крае принимаются меры по поддержанию и развитию национальных
   и этнических традиций различных групп населения края.
   
                               РАЗДЕЛ II
   
          О КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Статья 16.
   
       1.Краснодарский край  является  государственно-территориальным
   образованием, входящим в состав  Российской  Федерации  на  основе
   Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.
       2.Лишение края  статуса  субъекта  Российской   Федерации  или
   придание ему статуса иного субъекта Российской Федерации  возможно
   только на основе Конституции Российской Федерации и  Федеративного
   договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом
   референдуме.
   
       Статья 17.
   
       1.Территория края является частью единой территории Российской
   Федерации и обладает внутренней целостностью.
       2.Решение об изменении границ края, являющихся его границами с
   иными субъектами Российской Федерации, принимается в виде договора
   края  с  этими  субъектами,  соответствующего  выраженной  в  ходе
   референдума  воле  населения    уступаемой,    обмениваемой    или
   присоединяемой краем территории.
       3.Указанное в  п. 2  настоящей  статьи  решение   утверждается
   органами государственной власти  Российской Федерации.
       4.Изменение  границ  края,  являющихся   внешними    границами
   Российской Федерации, осуществляется  в  порядке,  предусмотренном
   Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
       5.Указанное в п. 4  настоящей  статьи  изменение  границ  края
   может  состояться  только  с  согласия  края,  данного  в    форме
   соответственно выраженной на  референдуме  воле  заинтересованного
   населения края.
   
       Статья 18.
   
       1.Согласно  Конституции  Российской  Федерации   осуществление
   следующих  полномочий  отнесено  к  ведению  федеральных   органов
   государственной власти:
       а) принятие и изменение  Конституции  Российской  Федерации  и
   федеральных законов, контроль за из соблюдением;
       б) федеральное  устройство,  состав,  территория    Российской
   Федерации  и  ее  целостность;  утверждение   образования    новых
   субъектов Российской Федерации, утверждение изменений границ края;
       в) защита прав и свобод человека  и  гражданина  и гражданства
   Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств;
       г) установление системы  федеральных  законов законодательной,
   исполнительной  и  судебной  власти,  порядка  их  организации   и
   деятельности;  формирование  федеральных  государственных  органов
   представительной и исполнительной власти края;
       д) определение  основ  федеральной  политики   и   федеральные
   программы    в    области    государственного,     экономического,
   экологического, социального, культурного и национального  развития
   в Российской Федерации;
       е) федеральная государственная собственность и управление ею;
       ж) установление  правовых  основ  единого  рынка;  финансовое,
   валютное, кредитное, таможенное регулирование,  денежная  эмиссия,
   основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая
   федеральные банки;
       з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные
   фонды регионального развития;
       и) федеральные  энергетические  системы,  ядерная  энергетика,
   расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт,  пути  сообщения,
   информация и связь; деятельность в космосе;
       к) внешняя  политика  и  международные  отношения   Российской
   Федерации; международные договоры  Российской  Федерации;  вопросы
   войны и мира;
       л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
       м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение
   порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной  техники  и
   другого   военного    имущества;    производство    расщепляющихся
   материалов, ядовитых веществ,  наркотических  средств  порядок  их
   использования;
       н) статус,  режим   и    защита    государственной    границы,
   территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и
   континентального шельфа Российской Федерации;
       о) судопроизводство;  прокуратура;    уголовное,     уголовно-
   процессуальное   и    уголовно-исправительное    законодательство;
   амнистия и помилование; гражданское,  гражданско-процессуальное  и
   арбитражно-процессуальное    законодательство;    административно-
   процессуальное  трудовое,  семейное  законодательство;    правовое
   регулирование интеллектуальной собственности;
       п) федеральное коллизионное право;
       р) метеорологическая служба, стандарты,  эталоны,  метрическая
   система  и  исчисление  времени;  официальный  статистический    и
   бухгалтерский учет;
       с) федеральная государственная служба;
       т) государственные  награды  и  почетные  звания    Российской
   Федерации.
       2.Органы власти края  участвуют  в  осуществлении  федеральных
   полномочий  в  пределах  и  формах,  установленных    Конституцией
   Российской Федерации и федеральными законами.
       3.Краю   гарантируется    представительство    в  федеральных,
   представительных  органах  государственной    власти    Российской
   Федерации.
       4.Край вправе иметь представительство при Федеральном Собрании
   и правительстве Российской Федерации.
   
       Статья 19.
   
       1.Согласно  Конституции  Российской  Федерации   осуществление
   следующих полномочий отнесено к  совместному  ведению  федеральных
   органов власти и органов государственной власти края:
       а) обеспечение соответствия настоящего Устава, законов и  иных
   нормативных правовых актов края Конституции Российской Федерации;
       б) защита прав и свобод  человека  и  гражданина;  обеспечение
   законности, правопорядка, общественной безопасности;
       в) установление общих принципов налогообложения в крае;
       д) адвокатура, нотариат;
       е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни
   малочисленных этнических общностей;
       ж) административное,  жилищное  законодательство;   земельное,
   водное, лесное законодательство;  законодательство  о  недрах,  об
   охране окружающей среды;
       з) общие вопросы  воспитания,  образования,  науки,  культуры,
   физической культуры и спорта;
       и) здравоохранение,  защита  семьи,  материнства,   отцовства,
   детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
       к) природопользование, охрана окружающей среды  и  обеспечение
   экологической    безопасности;    особо    охраняемые    природные
   экологические территории; охрана памятников истории и культуры;
       л) другие  полномочия,  отнесенные  Конституцией    Российской
   Федерации к совместному ведению Российской Федерации и края.
       2.По вопросам, указанным в п. 1 настоящей статьи,  федеральные
   органы власти Российской Федерации издают Основы законодательства,
   в соответствии  с  которыми  органы  государственной  власти  края
   осуществляют  собственное  правовое  регулирование   в    пределах
   компетенции, принимая законы и иные правовые акты.
       3.До принятия соответствующих законов Российской Федерации  по
   вопросам совместного ведения Российской Федерации  и  края  органы
   государственной  власти  края  вправе  осуществлять    собственное
   правовое регулирование.
       При издании в  последующем  законодательных  актов  Российской
   Федерации по данным вопросам акты края приводятся в соответствие с
   федеральными законодательными актами.
       4.Федеральные законопроекты по предметам совместного  ведения,
   указанным в п. 1 настоящей статьи, направляются краю.
   
       Статья 20.
   
       Органы государственной власти края самостоятельно осуществляют
   в соответствии с Конституцией  Российской  Федерации  и  настоящим
   Указом следующие полномочия:
       а) принятие, изменение и дополнение  государственного  Устава,
   законов и иных правовых актов края, контроль за их соблюдением;
       б) установление    системы    органов    законодательной     и
   исполнительной  власти  края,  определение  порядка  формирования,
   организации и деятельности этих органов исходя из общих принципов,
   закрепленных законодательством Российской Федерации;
       в) разработка   и  исполнение социально-экономических, научно-
   технических, экологических программ края;
       г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми
   ресурсами края;
       д) решение  вопроса  административно-территориального  деления
   края, организация и развитие местного самоуправления;
       е) учреждение и присвоение почетных званий и премий края;
       ж) все иные полномочия государственной власти, не  отнесенные,
   согласно Конституции Российской Федерации, к  ведению  федеральных
   органов  государственной  власти  Российской  Федерации,    и    к
   совместному  ведению  федеральных  органов    власти    Российской
   Федерации и органов государственной власти края.
   
       Статья 21.
   
       Край  является  самостоятельным  участником  международных   и
   внешнеэкономических    связей,    соглашений   с   другими краями,
   областями, а также республиками, автономной областью и автономными
   округами в  составе Российской Федерации, если это не противоречит
   Конституции и законам Российской Федерации.
   
       Статья 22.
   
       1.Введение  чрезвычайного  положения  на    территории    края
   осуществляется  федеральными  органами   государственной    власти
   Российской Федерации с согласия Законодательного Собрания.
       2.Край  вправе  обратиться  к  федеральным   органам    власти
   Российской Федерации с просьбой о введении чрезвычайного положения
   при  наличии    оснований,    предусмотренных    законодательством
   Российской Федерации.
       3.Край  вправе  обратиться  к  федеральным   органам    власти
   Российской Федерации с просьбой об оказании помощи для поддержания
   общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и
   крупных аварий.
   
       Статья 23.
   
       1.Федеральные  органы  государственной    власти    Российской
   Федерации по соглашению с  органами  государственной  власти  края
   могут  передавать  этим  органам   осуществление    части    своих
   полномочий, если это не  противоречит  Конституции,  Федеративному
   договору и законам Российской Федерации.
       2.Органы  государственной  власти  края  по    соглашению    с
   федеральными органами государственной власти Российской  Федерации
   могут передавать им осуществление части своих полномочий.
   
       Статья 24.
   
       Федеральные органы государственной власти Российской Федерации
   и органы государственной власти края исполняют федеральные  законы
   и иные правовые  акты  Российской  Федерации  в  крае  в  порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 25.
   
       1.Органы  государственной  власти  края  не  могут   принимать
   правовые  акты  по  вопросам,  отнесенным  к  ведению  федеральных
   органов власти  Российской  Федерации,  равно  как  и  федеральные
   органы  государственной  власти  Российской  Федерации,  не  могут
   принимать  правовые  акты  по  вопросам,  отнесенным  Конституцией
   Российской Федерации к ведению края.
       2.В  случае  издания  органами  государственной  власти   края
   правовых актов  по  вопросам,  отнесенным  к  ведению  федеральных
   органов государственной власти Российской Федерации, а  также  при
   противоречии   правовых актов края федеральным  законам,  изданным
   по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных  органов
   государственной  власти    Российской    Федерации    и    органов
   государственной власти края, применяются федеральные законы.
       3.Споры по вопросам, указанным в п. 1 и  2  настоящей  статьи,
   разрешаются Конституционным судом Российской Федерации.
   
       Статья 26.
   
       1.Отношения между федеральными органами государственной власти
   Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти   края
   строятся  на  основе   Конституции    Российской    Федерации    и
   Федеративного договора, взаимоуважения и взаимной договоренности.
       2.Органами государственной власти края обеспечивается участием
   в деятельности высших органов  государственной  власти  Российской
   Федерации.
       3.Законодательное Собрание края имеет  право   законодательной
   инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
       4.Законодательное  Собрание  и  правительство   края    вправе
   выносить на рассмотрение  Президента  и  Правительства  Российской
   Федерации   проекты   законов,   принятие    которых   находится в
   компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.
       5.Предложения Законодательного Собрания и  правительства  края
   подлежат  рассмотрению  высшими  органами  государственной  власти
   Российской Федерации в течение одного месяца.
       6.Предложения высших органов государственной власти Российской
   Федерации  подлежат  рассмотрению  Законодательным  Собранием    и
   правительством края в течение одного месяца.
   
       Статья 27.
   
       Установленное  Федеративным  договором  и    закрепленное    в
   Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и
   полномочий края и Российской Федерации не может  быть  изменено  в
   одностороннем порядке.
   
       Статья 28.
   
       Административно-политическим  центром   Краснодарского    края
   является город Краснодар.
   
       Статья 29.
   
       1.Край имеет свою символику.
       2.Описание  и    порядок    использования    символики    края
   устанавливается законом края.
   
                               РАЗДЕЛ III
   
                 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
   
             ГЛАВА 1. О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В
                  ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 30.
   
       Граждане принимают непосредственное  участие  в  осуществлении
   государственной власти посредством референдумов, выборов, народной
   инициативы и путем использования иных,  предусмотренных  настоящим
   Уставом и законами  края, форм принятия государственных решений  и
   доведения своих  предложений  и  требований  до  сведения  краевых
   государственных органов власти и управления.
   
       Статья 31.
   
       1.Правом голоса во время референдума края и краевых выборов, а
   также правом подписания  подписных  листов  в  поддержку  народной
   инициативы  обладают    совершеннолетние    граждане    Российской
   Федерации, постоянно проживающие на территории края.
       Лишены этих прав лица, которые в установленном законом порядке
   признаны недееспособными или содержатся в местах  лишения  свободы
   по приговору суда.
       2.Требования  к  лицам,  использующим  иные  формы  участия  в
   осуществлении государственной  власти,  устанавливаются  настоящим
   Уставом и законами края.
   
       Статья 32.
   
       Референдум  края,  или  общее  голосование  населения    края,
   проводится для принятия закона или решения по  важнейшим  вопросам
   государственной  или  общественной  жизни   края,    входящим    в
   компетенцию  законодательной и исполнительной властей края,  кроме
   вопросов о налогах,  бюджете,  чрезвычайных  и  срочных  мерах  по
   обеспечению  общественного  порядка,  здоровья   и    безопасности
   населения.
   
       Статья 33.
   
       Голосование на референдуме и выборах края  свободное,  личное,
   непосредственное,  тайное,  проводимое  по    месту    постоянного
   проживания ее участников и на равных для них основаниях.
   
       Статья 34.
   
       1.Решение о проведении референдума  принимает  Законодательное
   Собрание.
       2.Референдум края должен быть назначен по требованию не  менее
   одной трети депутатов, избранных в Законодательное Собрание,  либо
   главы правительства края, либо по выдвинутому в  порядке  народной
   инициативы требованию не  менее  150  тыс.  лиц,  обладающих  этим
   правом.
   
       Статья 35.
   
       На референдуме края предложенный проект закона (решения) может
   быть лишь одобрен или отклонен.
   
       Статья 36.
   
       1.Вносимый на референдум края проект считается принятым,  если
   в голосовании участвовало большинство имеющих на это право  лиц  и
   более половины из них одобрило проект.
       2.Принятое  на  референдуме   края    решение    подписывается
   председателем Законодательного Собрания, официально публикуется  и
   вступает в силу в день, следующий за днем данного публикования.
       3.Принятые на референдуме края решения могут быть изменены или
   отменены только референдумом края.
   
       Статья 37.
   
       1.Население края может осуществлять народную инициативу  путем
   выдвижения предложений для референдума края  или  внесения  их  на
   рассмотрение в Законодательное Собрание.
       2.В Законодательное Собрание предложения  в  порядке  народной
   инициативы могут вноситься от имени не менее  чем  15  тысяч  лиц,
   обладающих правом подписывать подписной лист в поддержку  народной
   инициативы.
   
       Статья 38.
   
       Сбор подписей для осуществления народной инициативы проводится
   на основе полностью оформленного законопроекта.
   
       Статья 39.
   
       1.Каждый человек в отдельности или несколько человек совместно
   имеют  право  обращения  в  органы  государственной    власти    с
   письменными  петициями  о   необходимости    осуществления    мер,
   предусмотренных законодательством.
       2.Никто  не  может  быть  подвергнут  преследованию  за подачу
   петиций.
       3.Органы государственной власти  обязаны  в  письменной  форме
   отвечать лицам, обратившимся к ним с петицией.
   
       Статья 40.
   
       Порядок  проведения  референдума  края,    краевых    выборов,
   реализации права народной инициативы и петиций,  а  также  порядок
   публичного   обсуждения    проектов    государственных    решений,
   общественных слушаний, отзыва лиц, занимающих должности в аппарате
   органов  государственной  власти  края,  определяется  действующим
   законодательством.
   
                   ГЛАВА 2. О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 41.
   
       1.Органом Законодательной власти Краснодарского края  является
   Законодательное  Собрание,  избираемое   на    срок    полномочий,
   определяемый законодательством Российской Федерации.
       2.Законодательное  Собрание  является  постоянно   действующим
   органом.
   
       Статья 42.
   
       1.Законодательное Собрание состоит  из  депутатов,  избираемых
   населением края на основе свободного, всеобщего, прямого,  равного
   избирательного  права  при  тайном  голосовании  по  одномандатным
   избирательным округам в количестве 50 человек.
       2.Статус  депутатов  Законодательного  собрания   определяется
   законами Российской Федерации и законами края.
   
       Статья 43.
   
       1.Законодательное Собрание по вопросам ведения края,  а  также
   по    вопросам    совместного    ведения    федеральных    органов
   государственной  власти   Российской     Федерации    и    органов
   государственной  власти  субъектов  Федерации  в  пределах   своих
   полномочий осуществляет правовое (законодательное) регулирование.
       2.Законодательное Собрание:
       а) принимает  Государственный  Устав  края  и  вносит  в  него
   изменения и дополнения, дает толкование статей  Устава  и  законов
   края;
       б) осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном
   Собрании Российской Федерации, вносит на рассмотрение Президента и
   Правительств  Российской   Федерации    проекты    правовых   иных
   законодательных    актов,    принятие   которых   находится  в  их
   компетенции;
       в) рассматривает и принимает решения по депутатским запросам и
   протестам главы правительства края;
       г) отменяет  не  соответствующие  законодательству  Российской
   Федерации и решениям Законодательного Собрания  края,  принятым  в
   пределах его компетенции, акты представительных  органов  местного
   самоуправления края;
       д) определяет  межрегиональную  политику  и  политику  внешних
   отношений  края;  осуществляет  парламентские  связи  с   органами
   представительной  (законодательной) власти  субъектов   Российской
   Федерации и зарубежных стран;
       е) утверждает  планы  и  программы    социально-экономического
   развития края, рассматривает и утверждает бюджет края  и  отчет  о
   его исполнении;
       ж) устанавливает в соответствии с законодательством Российской
   Федерации краевые налоги, сборы, пошлины и тарифы на оплату  услуг
   предприятий, учреждений, организаций, находящихся в  собственности
   края, их ставки и порядок взимания и распределения между бюджетами
   городов и районов края;
       з) устанавливает льготы, в том числе налоговые, по платежам  в
   краевой     бюджет    для    стимулирования    предпринимательской
   деятельности;
       и) устанавливает    в    пределах    своих,       закрепленных
   законодательством  Российской  Федерации  и    настоящим    Указом
   полномочий,  порядок   использования    природных    ресурсов    и
   распоряжения (отчуждения) имуществом, относящиеся  к собственности
   края;
       к) осуществляет  иные  полномочия  в   пределах    собственной
   компетенции, установленной законами Российской Федерации  и  края,
   настоящим  Уставом,  или  по  поручению   Федерального    Собрания
   Российской Федерации;
       л) осуществляет контроль за исполнением  принятых  им  законов
   (нормативных  актов),  исполнением   бюджета    и    распоряжением
   (отчуждением) имуществом, находящимся в собственности края.
       3.Законы  (нормативные  акты) края  о  введении  или    отмене
   налогов,  освобождении  от  уплаты,  об    изменении    финансовых
   обязательств  края  принимаются  Законодательным   Собранием    по
   представлению  или  при    наличии    положительного    заключения
   правительства края.
      4.В целях  оперативного  решения  входящих  в  его  компетенцию
   вопросов Законодательное Собрание вправе  передавать  часть  своих
   полномочий органам, исполнительной власти края,  а  также  органам
   местного самоуправления.
   
       Статья 44.
   
       Актами Законодательного Собрания Краснодарского края  являются
   законы, решения, заявления, обращения, декларации.
   
       Статья 45.
   
       1.Законодательное    Собрание    ежегодно    созывается    его
   Председателем на очередные - весеннюю, осеннюю  и  зимнюю  сессии,
   продолжительностью по три месяца каждая.
       2.В ходе сессии Законодательного Собрания депутаты работают на
   пленарных заседаниях, в комиссиях Законодательного  Собрания  и  в
   избирательных округах.
       3.Внеочередные  сессии  Законодательного  Собрания  созываются
   Председателем по собственной инициативе, по  инициативе  не  менее
   чем 1/3 от  числа  депутатов  Законодательного  Собрания  либо  по
   инициативе главы правительства края.
       4.Сессия Законодательного Собрания  правомочна,  если  на  ней
   присутствует не менее 2/3 от числа депутатов.
       Слушания  по  вопросам  повестки  дня  (без  принятия  по  ним
   решения) могут производиться на сессии Законодательного  Собрания,
   если на ней присутствует не менее половины от числа депутатов.
       5.При  отсутствии  кворума  для  принятия   решения,    сессии
   Законодательного Собрания приобретает статус  собрания  депутатов,
   при этом на нем должно присутствовать не менее половины  от  числа
   депутатов,  а  для  обсуждения   должны  выноситься  вопросы,   не
   требующие принятия решения.
       6.Порядок работы  и  процедура  принятия  законов,  решений  и
   других  правовых  актов  на  сессии   Законодательного    Собрания
   регулируется    настоящим    Уставом    и    Регламентом    работы
   Законодательного Собрания.
   
       Статья 46.
   
       1.Председатель  организует    деятельность    Законодательного
   Собрания.
       2.Председатель избирается из числа депутатов на первой  сессии
   Законодательного  Собрания  нового  созыва  на  срок    полномочий
   Законодательного Собрания простым большинством голосов при  тайном
   голосовании.
       3.Председатель Законодательного Собрания может быть  депутатом
   Федерального Собрания и органов местного самоуправления,  а  также
   заниматься предпринимательской деятельность.
       4.Председатель подотчетен Законодательному  Собранию  и  может
   быть отозван на его сессии большинством голосов от числа депутатов
   путем тайного голосования.
   
       Статья 47.
   
       1.Председатель Законодательного Собрания:
       а) представляет  Законодательное  Собрание  в  отношениях    с
   населением  края,  трудовыми  коллективами,   органами    местного
   самоуправления,  органами  государственной  власти  и  управления,
   органами  правительства   края,    предприятиями,    учреждениями,
   организациями и общественными объединениями;
       б) созывает сессии  Законодательного  Собрания,  руководит  их
   подготовкой  и  ведет  заседания  Законодательного   Собрания    в
   соответствии с регламентом;
       в) подписывает  решения,  заявления,  обращения,   декларации,
   протоколы  сессий  (совместно  с  секретарем   сессии)  и   другие
   документы Законодательного Собрания;
       г) организует работу Законодательного  Собрания,  осуществляет
   формирование  и  руководит  работой   аппарата    Законодательного
   Собрания;
       д) рассматривает    в    соответствии     с        действующим
   законодательством вопросы  организации  и  досрочного  прекращения
   полномочий депутатов;
       е) распоряжается в установленном законом пределах имуществом и
   финансовыми ресурсами Законодательного Собрания;
       ж) осуществляет  иные  полномочия  в  пределах    компетенции,
   установленной законами  Российской  Федерации  и  края,  настоящим
   Уставом, или по поручению Законодательного Собрания края.
   
       Статья 48.
   
       1.Для предварительного  рассмотрения  и  подготовки  вопросов,
   относящихся к ведению  Законодательного  Собрания,  из  числа  его
   депутатов создаются постоянные и временные комиссии.
       2.Структура, полномочия, порядок формирования  и  деятельность
   комиссий определяются Законодательным Собранием  самостоятельно  в
   принимаемом им регламенте.
   
                   ГЛАВА 3. ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 49.
   
       1.Органом исполнительной власти  края  является  правительство
   края.
       2.Состав правительства края формируется  главой  правительства
   края.
       3.Правительство края подконтрольно  Законодательному  Собранию
   края  и  вышестоящим  органам  исполнительной  власти   Российской
   Федерации в пределах их компетенций.
   
       Статья 50.
   
       Правительство края:
       а) разрабатывает и осуществляет планы и  программы  социально-
   экономического,  научно-технического  и  экологического   развития
   края, разрабатывает предложения к федеральным планам и программам,
   затрагивающим интересы края;
       б) разрабатывает    и    представляет    на        утверждение
   Законодательного  Собрания  краевой  бюджет  и  обеспечивает   его
   исполнение;  представляет  Законодательному  Собранию  отчет    от
   исполнении бюджета;
       в) составляет  финансовый,  земельный    и    иные    балансы,
   необходимые для управления краем;
       г) организует  взимание  налогов  и  сборов,   предусмотренных
   законодательством Российской Федерации и края;
       д) проводит работу по формированию краевых внебюджетных фондов
   и обеспечивает целевое использование их средств;
       е) осуществляет управление собственностью края;
       ж) содействует организации межтерриториального товарообмена, в
   том числе с зарубежными странами;
       з) осуществляет распоряжение землями, находящимися  в  ведении
   края; обеспечивает контроль за использованием  и  охраной  земель,
   недр и других природных ресурсов;
       и) осуществляет полномочия в области строительства, транспорта
   и  связи,  в  сфере  коммунального  и   торгового    обслуживания,
   социально-культурного обслуживания и социальной защиты  населения,
   охраны  прав  и  свобод  граждан,  обеспечения   правопорядка    и
   общественной безопасности,  а  также  в  иных  сферах  в  пределах
   собственной  компетенции,  установленной    законами    Российской
   Федерации и края;
       к) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции  и
   полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации,
   федеральными законами, указами  Президента  Российской  Федерации,
   решениями Совета Министров - Правительства  Российской  Федерации,
   законами  и  нормативными   актами    Законодательного    Собрания
   Краснодарского края.
   
       Статья 51.
   
       1.Глава правительства края возглавляет  исполнительную  власть
   края.
       2.Глава правительства края избирается населением края на  срок
   полномочий, определяемый законодательством  Российской  Федерации,
   путем свободных  всеобщих  равных  и  прямых  выборов  при  тайном
   голосовании в порядке, установленном  законодательством Российской
   Федерации.
       3.В качестве главы правительства может быть избран  обладающий
   избирательным правом в соответствии с законодательством Российской
   Федерации  гражданин  Российской  Федерации,  не  имеющий    иного
   гражданства, возраст которого ко дню выборов не должен быть  менее
   30 и более 65 лет.
       4.Вновь  избранный  глава  правительства  края   вступает    в
   должность в порядке,  установленном  законодательством  Российской
   Федерации и края.
       При вступлении в должность глава правительства края на  сессии
   Законодательного Собрания приносит присягу.
       5.В  месячный  срок  после  вступления  в   должность    глава
   правительства  края  представляет   населению    края    программу
   деятельности в качестве главы исполнительной власти края,  которая
   публикуется в печати.
   
       Статья 52.
   
       1.Глава  правительства  края  в  соответствии    с    законами
   Российской Федерации и края:
       а) представляет  край  в  отношениях  с  другими    субъектами
   Федерации, органами государственной  власти  управления,  органами
   местного самоуправления и общественными объединениями, а  также  в
   отношениях  в  зарубежными  государствами;  подписывает  с    ними
   соглашения, договоры и иные акты;
       б) представляет  на  утверждение   Законодательному   Собранию
   бюджет края и отчеты об его исполнении;
       в) осуществляет функции распорядителя кредитов при  исполнении
   краевого  бюджета  за  исключением  расходов,  предусмотренных  на
   содержание Законодательного Собрания;
       г) вносит  на  рассмотрение   Президента    и    правительства
   Российской Федерации проекты актов, принятие которых  находится  в
   их компетенции;
       д) разрабатывает  и   осуществляет    меры    по    реализации
   законодательных  или  иных  актов  Российской  Федерации  и  края;
   отменяет акты глав местного самоуправления на  территории  края  и
   опротестовывает  акты  Законодательного  Собрания  в  случае    их
   противоречия действующему законодательству Российской Федерации  и
   края;
       е) осуществляет  иные  полномочия  в   пределах    собственной
   компетенции, установленной законами Российской Федерации и края.
       2.Правовыми  актами  главы   правительства    края    являются
   постановления и распоряжения.
   
       Статья 53.
   
       1.Глава правительства края может быть отстранен от  выполнения
   своих обязанностей только в порядке и в соответствии с процедурой,
   предусмотренной федеральным законодательством.
       2.Полномочия главы правительства прекращаются в случаях:
       а) истечения их срока;
       б) принятой Законодательным Собранием отставки;
       в) отстранением от  должности  в  соответствии  с  действующим
   законодательством.
       3.В  случае   досрочного    прекращения    полномочий    главы
   правительства края в течение трех месяцев, с  момента  прекращения
   его полномочий проводятся новые выборы.
       4.В  случае   досрочного    прекращения    полномочий    главы
   правительства,  его  временного  отсутствия   или    невозможности
   выполнения им своих  обязанностей  его  полномочия  осуществляются
   первым заместителем.
   
       Статья 54.
   
       1.Структура, полномочия, порядок формирования  и  деятельность
   структурных  подразделений   правительства    края    определяются
   регламентом правительства и в положении о них.
       2.Правовыми  актами  структурных  подразделений  правительства
   края являются приказы.
   
   ГЛАВА 4. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 55.
   
       Законодательная и исполнительная власть края осуществляют свои
   полномочия  во  взаимодействии,  исходя  из  интересов  населения,
   проживающего на его территории.
   
       Статья 56.
   
       Законодательное  Собрание  вправе  в  своих    заявлениях    и
   обращениях выражать отношение к деятельности правительства края.
   
       Статья 57.
   
       Глава правительства  края  может  направлять  Законодательному
   Собранию послания, а  также  запрашивать  мнение  Законодательного
   Собрания по вопросам, входящим в компетенцию Правительства края  и
   не требующим в их решении участия Законодательного Собрания.
   
       Статья 58.
   
       Законодательное Собрание и  его  комиссии  вправе  в  пределах
   своей компетенции получать  от  правительства  края  информацию  и
   консультационную помощь.
   
                       ГЛАВА 5. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 59.
   
       Население  края  непосредственно  участвует  в   осуществлении
   судебной  власти  в  порядке,  установленном  законами  Российской
   Федерации.
   
       Статья 60.
   
       1.Судебная власть в крае принадлежит только судам, учрежденным
   и действующим в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
   федеральным законодательством.
       2.Судебная   система  края  включает  краевой  суд,    краевой
   арбитражный суд, районные и городские суды  и  является  составной
   частью судебной системы Российской Федерации.
       3.Правовой  статус  судей    определяется    законодательством
   Российской Федерации.
   
       Статья 61.
   
       1.Судопроизводство    по    гражданским,    уголовным        и
   административным  делам  осуществляется  краевым,   районными    и
   городскими  судами  в  соответствии  с  установленной  федеральным
   законодательством подведомственностью.
       2.Краевой  суд  формируется   в    порядке,    предусмотренном
   законодательством Российской Федерации о судопроизводстве.
       3.Краевой суд осуществляет надзор  за  судебной  деятельностью
   районных и городских судов на территории края.
       4.Надзор   за    судебной    деятельностью    краевого    суда
   осуществляется Верховным Судом Российской Федерации.
   
       Статья 62.
   
       1.Разрешение хозяйственных и иных споров между  предприятиями,
   учреждениями,  организациями,  органами  государственной   власти,
   управления  и  местного  самоуправления  осуществляется    краевым
   арбитражным судом.
       2.Краевой   арбитражный    суд    формируется    в    порядке,
   предусмотренном законодательством Российской Федерации.
       3.Краевой арбитражный суд осуществляет  свою  деятельность  на
   основе законодательства Российской Федерации.
       4.Надзор за судебной деятельностью краевого арбитражного  суда
   осуществляет Высший арбитражный суд Российской Федерации.
   
       Статья 63.
   
       1.Надзор за точным и  единообразным  исполнением  действующего
   законодательства на территории края и поддержания государственного
   обвинения в суде осуществляют органы прокуратуры.
       2.Органы   прокуратуры,  действующие  на   территории    края,
   являются частью единой системы прокуратуры Российской Федерации.
       3.Организация  и  порядок  деятельности    прокуратуры    края
   определяются федеральным законодательством.
   
       Статья 64.
   
       1.Оказание  юридической  помощи,  защита    и    представление
   интересов граждан и организаций в суде осуществляются коллегиями и
   иными добровольными объединениями адвокатов,  а  также  отдельными
   лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой.
   
       Статья 65.
   
       1.Охрана     правопорядка     и   общественной безопасности на
   территории края осуществляются органами внутренних дел.
       2.Организация  и  деятельность    органов    внутренних    дел
   определяются федеральным законодательством.
       3.За счет  средств  края  и  муниципальных  средств,  а  также
   долевого   участия    названных    средств    могут    создаваться
   дополнительные формирования органов внутренних дел.
   
                   ГЛАВА 6. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
   
       Статья 66.
   
       1.Лица,  занимающие  должности  в  государственном   аппарате,
   служат интересам всего населения края, а не какой-либо его части.
       2.Государственным    служащим    гарантируется    политическая
   независимость при выполнении ими своих должностных обязанностей.
   
       Статья 67.
   
       Организация  и  порядок  деятельности  государственной  службы
   должны  обеспечивать  компетентную,  эффективную,   ответственную,
   осуществляемую  в  соответствии  с  законодательством,  а    также
   сопосредническую и скоординированную,  но  децентрализированную  и
   деконцентрированную работу органов государственной власти.
   
       Статья 68.
   
       Всякая  государственная  должность  учреждается  в    порядке,
   предусмотренном законом.
   
       Статья 69.
   
       1.Каждый  гражданин  Российской  Федерации  имеет  доступ    к
   государственной службе края, если  он  обладает  необходимыми  для
   работы в государственном аппарате способностями.
       2.Закон и  принятые  на  его  основе  нормативные  акты  могут
   устанавливать в качестве требований к кандидатам  при  поступлении
   на  государственную  службу   получение    ими    образования    и
   профессиональную  подготовку,  их  возраст,   стаж    работы    на
   определенных должностях, безупречную репутацию и другие условия.
       Указанные  требования  определяются  характером    должностных
   функций соответствующего государственного служащего.
   
       Статья 70.
   
       1.Процедура  замещения  должностей  государственных   служащих
   должна предусматривать возможность проверки  квалификации  и  иных
   качеств кандидата.
       2.В необходимых случаях  для  поступающих  на  государственную
   службу могут быть установлены испытания.
   
       Статья 71.
   
       1.Правовой статус государственных служащих регулируется общими
   нормами трудового права и дополняющими их  специальными  правовыми
   нормами,    содержание    которых    определяется    особенностями
   государственной службы.
       2.В  порядке,  установленном  законом,  в  качестве   гарантий
   статуса государственных  служащих  могут  быть  предусмотрены  как
   запрет или ограничение на их перемещение, понижение  в  должности,
   увольнение  и  уменьшение  вознаграждений,  так  и  получение  ими
   определенных компенсаций.
       3.В  порядке,  установленном  законом,  для    государственных
   служащих предусматриваются запреты или ограничения занятия  вторых
   оплачиваемых должностей в государственных и муниципальных органах,
   выполнения  иной  вознаграждаемой  работы,  непосредственного  или
   косвенного участия в предпринимательской деятельности.
       4.Закон    может    устанавливать    для    отдельных    групп
   государственных  служащих  ограничения  на  занятие   политической
   деятельностью.
   
       Статья 72.
   
       1.Государственные служащие за свои решения  и  действия  несут
   ответственность в установленном законом порядке.
       2.Ущерб, причиненный  неправомерными  решениями  и  действиями
   государственных служащих, возмещается на  основании  решения  суда
   или арбитражного суда за счет собственных средств  государственных
   органов, в которых состоят соответствующие служащие.
       При  этом  государственные  органы  имеют  право    предъявить
   регрессивный иск к виновному служащему.
   
       Статья 73.
   
       Продвижение государственных служащих по службе производится  с
   учетом результатов  их  работы  на  прежней  должности  и  степени
   подготовленности к выполнению новых должностных функций.
   
                               РАЗДЕЛ IV
   
                           О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
   
       Статья 74.
   
       Нормативные акты Российской  Федерации,  принятые  в  пределах
   компетенции федеральных органов законодательной  и  исполнительной
   власти, имеют на территории Краснодарского края прямое действие.
   
       Статья 75.
   
       1.Законодательство Краснодарского края составляют  принятые  в
   надлежащем  порядке  нормативные  (законодательные)  акты    края,
   действующие на основании законодательства Российской  Федерации  в
   дополнении к нему или самостоятельно.
       2.В систему законодательства края входят:
       - настоящий Устав,  обладающий  высшей  юридической  силой  по
   отношению к иным нормативным актам края;
       - законы края;
       - постановления главы правительства края;
       - нормативные приказы руководителей структурных  подразделений
   правительства края.
       3.Законодательство края, принятое в пределах компетенции края,
   обязательно  для  исполнения  всеми    органами,    предприятиями,
   организациями, учреждениями  и  гражданами,  находящимися  на  его
   территории.
   
       Статья 76.
   
       1.Законами  края    осуществляется    первичное    нормативное
   регулирование, необходимое для реализации  краем  его  полномочий,
   которые отнесены, согласно  Конституции  Российской  Федерации,  к
   совместному ведению с федеральными органами государственной власти
   Российской Федерации.
       2.Первичное   нормативное    регулирование    иных    вопросов
   осуществляется законами края, если  это  вытекает  из  Конституции
   Российской Федерации, федеральных законов и настоящего Устава.
       3.Законы  края  не  должны  разрешать  вопросов,    отнесенных
   Конституцией Российской Федерации к ведению федеральных органов, а
   также настоящим Уставом - к ведению судебной власти края.
       4.Глава правительства края издает нормативные акты по вопросам
   исполнительской и распорядительской деятельности.
       5.Руководители структурных  подразделений  правительства  края
   принимают  нормативные  акты    по    вопросам    функционирования
   соответствующих отраслей управления.
   
       Статья 77.
   
       Законодательная  деятельность  осуществляется  непосредственно
   населением края путем референдума и Законодательным Собранием.
   
       Статья 78.
   
       1.Законопроекты выносятся на референдум  края  Законодательным
   Собранием в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и Законом о
   референдуме.
       2.Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание депутатами
   Законодательного  Собрания  индивидуально  или  совместно,  главой
   правительства  либо  на  основе  народной  инициативы  в  порядке,
   предусмотренном настоящим Уставом.
   
       Статья 79.
   
       1.Законы, принимаемые Законодательным Собранием, передаются им
   в 3-дневный срок на подпись главе правительства края.
       2.Глава правительства края  подписывает  и  обнародует  законы
   края в течение семи дней после их поступления.
       3.Законы,  принятые  Законодательным  Собранием,  могут   быть
   возвращены до истечения 7-дневного срока главой правительства  для
   повторного рассмотрения.
       4.Если при повторном рассмотрении закон принят  двумя  третями
   голосов от избранного состава Законодательного Собрания, то  глава
   правительства обязан подписать его в течение трех дней.
   
       Статья 80.
   
       Законы  края  вступают  в  силу  на  седьмой  день  после   их
   официального опубликования, если в них или в актах об их  введении
   в действие не установлен иной день их вступления в силу.
   
       Статья 81.
   
       В  установленном  законом  порядке  глава  правительства  края
   вправе  обжаловать  законы  края  в  краевой  суд  по  мотивам  их
   противоречия  законодательству  Российской Федерации и  настоящему
   Уставу.
   
       Статья 82.
   
       1.Государственный  Устав  Краснодарского  края  изменяется   в
   соответствии  с  предусмотренными  для  законов  края    правилами
   дополненными установленными в настоящей статье нормами.
       2.Законопроект,   содержащий    предложение    об    изменении
   государственного  Устава,  не  должен  содержать   никаких    иных
   предложений.
       3.Между первым и вторым чтением по  законопроекту  и  внесении
   изменений  в  государственный  Устав  должно  пройти   не    менее
   четырнадцати рабочих дней.
       4.Во втором чтении  данный  законопроект  считается  принятым,
   если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов
   Законодательного Собрания.
       5.Законопроект,   содержащий    предложение    об    изменении
   государственного Устава, не может рассматриваться в ином  порядке,
   чем  это  предусмотрено  настоящей  статьей;  полномочия  на   его
   принятие не могут быть делегированы.
   
       Статья 83.
   
       1.Официальное  толкование  законов  производится   посредством
   законов.
       2.Официальное    толкование     государственного        Устава
   Краснодарского края производится посредством законов,  принимаемых
   в установленном для самого государственного Устава порядке.
   
       Статья 84.
   
       1.Постановления  главы  правительства  края  принимаются,    а
   нормативные  приказы  руководителей   структурных    подразделений
   правительства края издаются, а также публикуются, вступают в силу,
   опротестовываются, обжалуются, отменяются в порядке, установленном
   законодательством Российской Федерации и законами края.
       2.В  постановления  главы  правительства  края  и  нормативных
   приказах   руководителей    структурных    подразделений    должно
   содержаться  указание  на  законные  основания  включенных  в  них
   предписаний.
   
       Статья 85.
   
       Контроль за соблюдением законодательства  края  осуществляется
   органами законодательной, исполнительной и судебной властей  края,
   а также действующими на  территории  края  федеральными  органами,
   включая  органы  прокуратуры,  в  пределах  их  полномочий  и    в
   установленном законами Российской Федерации и края порядке.
   
                                РАЗДЕЛ V
   
                      О СОБСТВЕННОСТИ И ХОЗЯЙСТВЕ
   
       Статья 86.
   
       Основу  экономической  самостоятельности  Краснодарского  края
   составляет  собственность  края,  других   субъектов    Российской
   Федерации, федеральная, муниципальная, частная  и  используемая  в
   интересах его развития.
   
       Статья 87.
   
       1.Разграничение государственной собственности  на  федеральную
   собственность  и  собственность  края  осуществляется    совместно
   федеральными органами государственной власти Российской  Федерации
   и Законодательным Собранием.
       2.Объекты федеральной  собственности  могут  быть  переданы  в
   ведение и распоряжение края.
       Порядок  управления этими переданными  объектами  регулируется
   законодательством Российской Федерации.
       3.Статус  федеральных  природных  ресурсов,  находящихся    на
   территории  края,  определяется   по    взаимной    договоренности
   федеральных органов государственной власти  Российской  Федерации,
   Законодательного Собрания и правительства края.
   
       Статья 88.
   
       1.Собственность  края    является    формой    государственной
   собственности.
       2.Собственность края образует объекты и имущество,  переданные
   ему  в  результате  разграничения  государственной  собственности,
   созданные и приобретенные за счет средств края,  в  том  числе  на
   долевых началах, полученные органами государственной власти  края,
   иными, предусмотренными законодательством Российской  Федерации  и
   края, а также находящиеся в его собственности предприятия.
       3.В собственности края  могут  находиться  земельные  участки,
   горные отводы, природные объекты (водоемы, леса  и  др.),  объекты
   инженерной инфраструктуры, предприятия и  объединения,  учреждения
   народного образования, здравоохранения,  социального  обеспечения,
   науки  и  культуры,  имеющие  краевое  значение,  ценные   бумаги,
   финансовые  активы  и  любое  другое  имущество,  необходимое  для
   обеспечения социально-экономического развития края.
   
       Статья 89.
   
       1.Все  полномочия  собственника   в    отношении    имущества,
   составляющего  собственность  края,  принадлежат  Законодательному
   Собранию  и  осуществляются   им    в    порядке,    установленном
   законодательством Российской Федерации и законами края.
       2.Имущество закрепляется для его хозяйственного  использования
   за конкретными предприятиями, учреждениями, организациями,  в  том
   числе за Законодательным Собранием и правительством края.
       3.Законодательное Собрание в соответствии с  законодательством
   Российской Федерации  определяет  порядок  наделения  предприятий,
   учреждений,  организаций  имуществом,  составляющим  собственность
   края.
   
       Статья 90.
   
       1.Правительство края осуществляет  управление  и  распоряжение
   объектами собственности края в  пределах,  установленных  законами
   Российской Федерации, а  также  актами  Законодательного  Собрания
   края, принятыми в пределах его компетенции.
       2.Правительство края  вправе  отчуждать,  а  также  передавать
   объекты,  находящиеся  в  собственности  края,  во  временное  или
   постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду в порядке и
   пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и
   законами края.
       3.Имущество,  являющееся  собственностью  края,  может    быть
   закреплено за предприятиями  на  праве  хозяйственного  ведения  с
   установлением  пределов  такого  ведения  органом,  осуществляющим
   правомочия собственника имущества.
       4.Имущество,  являющееся  собственность  края  и  закрепленное
   собственником  за  учреждением,  состоящим  на  краевом   бюджете,
   находится в оперативном управлении этого учреждения.
       5.Перечень объектов собственности края,  распоряжение  которым
   осуществляется    правительством      края,        устанавливается
   Законодательным Собранием.
   
       Статья 91.
   
       1.Законодательное Собрание  и  правительство  края  не  вправе
   вводить не предусмотренные законодательством Российской  Федерации
   ограничения дkя хозяйственной  деятельности  на  территории  края,
   предприятия, учреждения, организации различных форм  собственности
   и граждан.
       2.Законодательное Собрание и правительство  края  осуществляют
   контроль  за  эффективным  размещением  любых  производственных  и
   социальных объектов, независимо от формы собственности, а также за
   рациональным  использованием  природных   ресурсов    и    охраной
   окружающей среды на территории края.
   
       Статья 92.
   
       1.Экономические  взаимоотношения  края  с  другими   объектами
   Российской Федерации строятся на основе их равноправия и взаимного
   уважения экономической самостоятельности.
       2.Законодательное Собрание  и  правительство  края  не  вправе
   вводить ограничения по ввозу  и  вывозу  товаров  и  продукции  за
   пределы территории края.
   
       Статья 93.
   
       1.Правительство    края     самостоятельно        осуществляет
   внешнеэкономическую  деятельность   в    порядке,    установленном
   законодательством Российской Федерации и  актами  Законодательного
   Собрания.
       2.Правительство края заключает  от  имени  края  международные
   договоры, направленные на развитие и установление льготного режима
   внешнеэкономических  связей    для    хозяйствующих     субъектов,
   расположенных на территории края.
   
                               РАЗДЕЛ VI
   
                   О ФИНАНСАХ И БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ
   
       Статья 94.
   
       1.Краевые  финансовые  ресурсы составляют  денежные  средства,
   получаемые за счет:
       а) налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет;
       б) доходов от использования собственности края и  деятельности
   правительств края;
       в) взыскания  штрафа  и  иных  санкций  в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации и края;
       г)дотаций,  субсидий  и  субвенций  из  федерального   бюджета
   Российской Федерации;
       д) кредитов, предоставленных краю;
       е) добровольных взносов и пожертвований граждан,  предприятий,
   учреждений, организаций;
       ж) иных   поступлений    в    соответствии    с    действующим
   законодательством Российской Федерации и края.
       2.Денежные средства, образующие  краевые  финансовые  ресурсы,
   зачисляются в доходы краевого бюджета и внебюджетные фонды.
       3.Денежные  средства,  получаемые   в    иностранной    валюте
   зачисляются в валютный фонд края.
   
       Статья 95.
   
       1.Бюджетные права Законодательного  Собрания  и  правительства
   края определяются законодательством Российской Федерации и края.
       2.Законодательное Собрание утверждает краевой бюджет  и  отчет
   об его исполнении, а также самостоятельно планирует и осуществляет
   предусмотренные соответствующей статьей бюджетные расходы на  свое
   содержание.
       3.Разработка проекта  краевого  бюджета,  его  исполнение,  за
   исключением  расходов  на  содержание  Законодательного  Собрания,
   осуществляется правительством края.
       4.Вмешательство  любых  органов  и  организаций  в    процессе
   разработки,  утверждения  и  исполнения  краевого    бюджета    не
   допускается,  если  иное  не  предусмотрено  законами   Российской
   Федерации и края.
       5.Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, опубликования
   и исполнения краевого бюджета регулируется законодательными актами
   Российской Федерации и края.
   
       Статья 96.
   
       1.Доходы  краевого  бюджета  формируются  в  соответствии    с
   законодательными актами Российской Федерации и края.
       2.В  случаях  принятия   органами    государственной    власти
   Российской Федерации решений, повышающих расходы  или  уменьшающих
   доходы  краевого  бюджета,    недостающие    бюджетные    средства
   компенсируются за счет федерального бюджета Российской Федерации.
       3.Расходы  краевого  бюджета,  направленные   на    реализацию
   государственных  программ,  возмещаются  из  федерального  бюджета
   Российской Федерации  полностью  или  частично  в  зависимости  от
   условий участия края в этих программах.
       4.Доходы краевого бюджета, полученные дополнительно в ходе его
   исполнения,  а  также  суммы  превышения  доходов  над  расходами,
   образующиеся в результате перевыполнения  доходной  части  бюджета
   или экономии  в  расходах,  изъятию  не  подлежат  и  используются
   правительством  края  в  соответствии  с  актами  Законодательного
   Собрания.
   
       Статья 97.
   
       Расходы краевого бюджета осуществляются за счет их доходов,  а
   также дотаций, субсидий и субвенций,  полученных  из  федерального
   бюджета Российской Федерации.
   
       Статья 98.
   
       Законодательное Собрание края  содействует  сбалансированности
   районных и городских  бюджетов  путем  использования  регулирующих
   налогов,  предоставления  дотаций  и  субвенций  этим  бюджетам  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации и края.
   
       Статья 99.
   
       Финансовые  ресурсы  края  могут  объединяться  с  финансовыми
   ресурсами иных субъектов  для  финансирования  совместных,  в  том
   числе   межтерриториальных    программ    социально-экономического
   развития.
   
                               РАЗДЕЛ VII
   
          ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДЕЛЕНИИ И МЕСТНОМ
                             САМОУПРАВЛЕНИИ
   
       Статья 100.
   
       1.В  административно-территориальном  отношении  Краснодарский
   край делится на города краевого подчинения и районы.
       2.Территории  Краснодарского  края  включают  в  себя   города
   краевого подчинения, районы.
       3.Границы  городов краевого подчинения и районов закреплены на
   карте, прилагаемой к настоящему Уставу.
       4.Города краевого подчинения могут включать, а районы включают
   в  себя  административно-территориальные    единицы,    являющиеся
   первичным звеном административно-территориального деления.
   
       Статья 101.
   
       1.Порядок изменения  административно-территориального  деления
   края или образования, управления, объединения, установление границ
   и    переименование    образуемых    на     территории        края
   административно-территориальных единиц определяется законом края.
       2.Решения по отнесенным законодательством Российской Федерации
   к   ведению   ее   органов    вопросам  изменения административно-
   территориального деления на территории Краснодарского  края  могут
   приниматься только с согласия Законодательного Собрания.
       3.Решения     по     вопросам    внутреннего  административно-
   территориального деления в  пределах  территории  города  краевого
   подчинения  и  районов  края  принимаются  их    представительными
   органами власти с учетом мнения заинтересованного населения.
       Данное решение утверждается Законодательным Собранием.
       4.Все    иные   решения   об      изменении   административно-
   территориального  деления    Краснодарского    края    принимаются
   Законодательным Собранием.
   
       Статья 102.
   
       В городах, сельских населенных, других населенных пунктах края
   гарантируется осуществление местного самоуправления,  позволяющего
   населению,  составляющему    местные    сообщества,    под    свою
   ответственность  и  в  своих  интересах  в   рамках    Конституции
   Российской  Федерации,  государственного  Устава  и  законов  края
   самостоятельно  решать  вопросы  местного  значения,    располагая
   необходимыми для этого полномочиями и средствами.
   
       Статья 103.
   
       Местное  самоуправление.  в   зависимости    от    численности
   населения, в городских и сельских поселениях  осуществляется  либо
   через формы непосредственной  демократии  (референдумы,  собрания,
   сходы, конференции представителей,  народная  инициатива,  выборы,
   отзывы    должностных    лиц),    либо   через   органы   местного
   самоуправления.
   
       Статья 104.
   
       Население  в  городских  и  сельских  поселениях,  в   которых
   организуется местное самоуправление, вправе выбирать его форму.
       Порядок  создания  и  введения  форм  местного  самоуправления
   определяется соответствующим законом края.
   
       Статья 105.
   
       Органами  местного  самоуправления   в    городах,    сельских
   поселениях, других населенных пунктах являются выборные  и  другие
   органы    местного    самоуправления -  собрание    представителей
   (муниципальный комитет, муниципальное собрание  и  т.  п.),  глава
   местного    самоуправления   (глава администрации, мэр, староста и
   т. п.).
   
       Статья 106.
   
       В   административно-территориальных    единицах,    включающих
   несколько городских или сельских  поселений,  совместным  решением
   органов местного самоуправления может  быть  создан  единый  орган
   местного самоуправления соответствующих территорий.
   
       Статья 107.
   
       Органы местного самоуправления избираются на срок  полномочий,
   определенный действующим законодательством.
   
       Статья 108.
   
       Система  организации  местного  самоуправления    определяется
   законами  края,  которые  должны  закреплять  следующие   основные
   принципы:
       а) выборные    органы    местного    самоуправления     (совет
   представителей  и  глава  местного   самоуправления)    избираются
   населением в результате всеобщих, равных, прямых и тайных выборов,
   при этом условия  реализации  гражданами  активного  и  пассивного
   избирательного права не могут быть сужены по сравнению с  условием
   выборов в Законодательное Собрание.
       Глава местного самоуправления и образованные им исполнительные
   органы ответственны перед  населением  и  советами  представителей
   органов  местного  самоуправления;  должность    главы    местного
   самоуправления    может    замещаться   предусмотренными   законом
   способами.
       При наличии возможности регулярного проведения собраний  всего
   населения  представительные  органы  в  пределах   соответствующей
   административно-территориальной единицы могут  не  создаваться; их
   полномочия передаются данным собраниям.
       Все органы местного самоуправления функционируют публично, под
   контролем населения, с соблюдением демократических процедур;
       б) компетенция  местных  сообществ    и    органов    местного
   самоуправления  устанавливается  Положением  (Уставом)    местного
   самоуправления  и  предполагает  их  достаточную  административную
   независимость, наделение полномочиями  издавать  в  рамках  закона
   юридические акты;  контроль  со  стороны  органов  государственной
   власти края за  органами  местного  самоуправления  ограничивается
   обеспечением соответствия деятельности последних закону.
       Досрочное    прекращение    полномочий    органов     местного
   самоуправления  является  исключительной  мерой,  применяемой   на
   основании и в порядке, предусмотренными в законе;
       в) местные сообщества наделяются необходимыми  для  выполнения
   возлагаемых  на  них  задач  природными  ресурсами,    имуществом,
   финансовыми  ресурсами,  включая  доходы  от  налогов  и    других
   поступлений,  установленных  в  их  пользу;  местные    сообщества
   свободно   распоряжаются    принадлежащими    им    ресурсами    и
   собственностью в порядке, установленном  законом;  край  принимает
   меры для  равномерного  распределения  финансовых  ресурсов  между
   местными сообществами с целью  защиты  сообществ,  объектов  более
   слабых в финансовом отношении;
       г) местные сообщества  в  рамках  их  компетенции  для   более
   эффективного  осуществления  своих  функций   могут    добровольно
   заключать двухсторонние и многосторонние соглашения,  объединяться
   в ассоциации и  создавать  органы,  координирующие  их  совместную
   деятельность и руководящие ею.
   
       Статья 109.
   
       1.Выборные и другие органы местного самоуправления  организуют
   исполнение законодательства Российской Федерации и края, оказывают
   содействие    федеральным    органам    государственной    власти,
   расположенным на их территории, и органам  государственной  власти
   края,    осуществляют    координацию    деятельности       органов
   территориального общественного самоуправления населения.
       2.Органы  местного  самоуправления  самостоятельно  определяют
   свою структуру местного самоуправления.
       3.Органы  местного  самоуправления    могут    наделяться    в
   соответствии  с  законодательством  отдельными    государственными
   полномочиями  с  передачей  им  необходимых   для    осуществления
   полномочий материальных и финансовых средств.
       Реализация  органами   местного    самоуправления    указанных
   полномочий подконтрольна органам государственной власти.
       4.Органам  местного  самоуправления  гарантирует   право    на
   судебную защиту и компенсацию  расходов,  возникающих  в  связи  с
   возложением на них органами государственной власти  дополнительных
   полномочий, а также в связи с  неправомерными  действиями  органов
   государственной власти.
   
       Статья 110.
   
       Наименование  главы  местного    самоуправления,     выборного
   представительного органа местного  самоуправления  и  порядок  его
   избрания  (формирования),   включая    работающих    на    штатной
   (оплачиваемой) основе, другие вопросы организации  и  деятельности
   местного  самоуправления  на  территории    Краснодарского    края
   определяются законами края на основе  законодательства  Российской
   Федерации,  настоящего  Устава   и    с    учетом    исторических,
   национальных и иных традиций и местных условий.
   
       Статья 111.
   
       Нормативные акты края, касающиеся отдельных местных  сообществ
   и их органов, не могут ни ущемлять закрепленных  за  ними  прав  и
   ограничивать предусмотренные для них гарантий,  на  создавать  для
   соответствующих сообществ и органов необоснованных экономических и
   социальных льгот и привилегий.
   
       Статья 112.
   
       Край и местные сообщества, а равно местные сообщества, одно из
   которых  является  частью  другого,  могут  в    соответствии    с
   законодательством края договориться о передаче  друг  другу  своих
   отдельных полномочий.
   
       Статья 113.
   
       Органы края при принятии решений,  непосредственно  касающихся
   местных  сообществ,  должны  проводить  консультации  с   местными
   сообществами и учитывать их предложения.
   
       Статья 114.
   
       1.Уставы   (Положения) о    местном    самоуправлении    могут
   приниматься населением  городских  и  сельских  поселений  в  ходе
   референдума или органами местного самоуправления.
       2.Уставы  (Положения) о  местном  самоуправлении  районов    в
   городах не могут противоречить Уставу (Положению) города.
       3.Устав (Положение) о местном самоуправлении  должен содержать
   указание на  наименование  территории,  в  которой  осуществляется
   местное  самоуправление,  ее  границы,  порядок  непосредственного
   участия  населения  в  местном    самоуправлении,    наименование,
   компетенцию, структуру и процедуры деятельности  органов  местного
   самоуправления и другие требуемые законом требования.
       4.Устав (Положение) о местном самоуправлении города Краснодара
   должен    отражать   особенности   Краснодара как административно-
   территориального центра Краснодарского края.
       5.Уставы (Положения) о местном самоуправлении вступают в  силу
   после их регистрации Законодательным Собранием края.
   
       Статья 115.
   
       Административно-территориальные  единицы  могут  иметь    свою
   символику.
   
       Статья 116.
   
       В  Краснодарском  крае  в  городских  и  сельских  поселках  с
   численностью населения более 5000 человек могут создаваться органы
   территориального  общественного  самоуправления  населения (советы
   или комитеты улиц, кварталов, домов и т. п.).
   
       Статья 117.
   
       Территории,  на  которых  действуют  органы   территориального
   общественного  самоуправления  населения,    устанавливаются    по
   предложению    граждан    соответствующим    органом      местного
   самоуправления городского, сельского поселения.
   
       Статья 118.
   
       Порядок  создания,  созыва  и  основные    полномочия  органов
   территориального   общественного    самоуправления    определяются
   соответствующим законом края.
   
       Статья 119.
   
       Органы местного самоуправления устанавливают сферы  совместной
   компетенции    с    органами    территориального     общественного
   самоуправления населения по согласованию с ними, а также  перечень
   вопросов,  решения  по  которым  не  могут  быть    приняты    без
   согласования    с    органами    территориального    общественного
   самоуправления.
   
       Статья 120.
   
       Председатель и  члены  органа  территориального  общественного
   самоуправления  избираются  на  общих  собраниях  жителей  или  на
   конференциях на срок полномочий органа местного самоуправления.
   
                              РАЗДЕЛ VIII
   
                        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   
       Статья 121.
   
       Настоящий Устав подлежит государственной защите на  территории
   края так же, как и законы Российской Федерации.
   
       Статья 122.
   
       Нормативные  акты   края,  действующие  непосредственно  перед
   вступлением в силу настоящего Устава, сохраняют  свою  юридическую
   силу в той части, в какой они не противоречат ему.
   
       Статья 123.
   
       В течение одного года со  дня  вступления  в  силу  настоящего
   Устава должны быть пересмотрены и приведены в  соответствие  с ним
   нормативные акты края.
   
       Статья 124.
   
       Нормативные  акты  края,   отсылки  к  которым  содержатся   в
   настоящем Уставе должны быть приняты в течение одного года со  дня
   его вступления в силу.
   
       Статья 125.
   
       Статья 43 главы 2, статья 50 главы 3 раздела III, а также иные
   статьи настоящего Устава могут быть  изменены  и  дополнены  после
   принятия  новой  Конституции  Российской  Федерации  и   изменения
   действующего законодательства, имеющего высшую юридическую силу, в
   порядке статьи 82 настоящего Устава.


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz